Один из признанных авторитетов в
России на поприще тюнинга ATV - москвич Алексей ДАНИЛИН. Уже несколько
лет он "заряжает" "квадрики". В "Мото", № 12-2005 мы писали о его
экстремальном аппарате Honda TRX450R, приспособленном для кросса по
"битым" трассам. В очередной машине, построенной на основе новейшей,
2006 года, Honda той же модели, мастер пошел еще дальше.
ПЕРЕВЕДЕН В ЧЕМПИОНСКИЙ КЛАСС
Если попытаться в двух словах объяснить, чем он отличается от
стандарта, то получится, что всем. Нетронутым осталось только сиденье и
кое-какая мелочевка.
Квадр стал значительно шире, и это понятно: тюнинг ATV, в первую
очередь, затевают ради повышения уровня его безопасности для пилота.
Стандартные гоночные квадры, вроде Honda TRX, Yamaha YFZ или Raptor,
обязательно нужно расширять - они недостаточно устойчивы в поворотах. И
не дай Бог выскочить на них на асфальт с его высоким коэффициентом
сцепления - "уши" наверняка обеспечены. Тюнинговые комплекты рассчитаны
на несколько степеней расширения. Максимальное - до 5 дюймов (около 130
мм), используют только для ровных скоростных трасс, которых у нас пока
нет. С широкими рычагами квадр хорошо управляем в заносе, причем, что
важно, контроль начинается уже в самом начале заноса аппарата.
При расширении межколесного расстояния, помимо рычагов, следует замена
задней оси и рулевых тяг. Устанавливаются и другие - алюминиевые
ступицы колес, усиленные диски (вынос дисков передних колес плюс 2
дюйма). Диски (они также алюминиевые) более жесткие, с алюминиевыми же
усиливающими кольцами. Даже при низком давлении в шинах они не
разбортируются. Все это обогащает квадр дополнительным потенциалом
управляемости, обостряет "чувство руля" пилота.
Маятник удлиняется на дюйм. Характерно, что он стальной (в
стандарте - алюминиевый), - такой более надежно противится скручиванию,
и можно не бояться, что сломается. Хотя это и вызывает небольшую
прибавку в весе машины, зато предоставляет выигрыш в степени надежности
конструкции.
Едва ли не самая ответственная система - подвески, их тюнинг следует
проводить расчетливо, тщательно, не жалея внедренческих средств. На наш
ATV установлены амортизаторы от канадской компании Elka - длинные,
4-пружинные, с тремя регулировками: быстрого демпфирования сжатия,
медленного сжатия, а также отбоя. У каждой регулировки несколько
ступеней, если набраться опыта, удастся подобрать регулировки "под
себя" и под конкретную трассу. Превосходство их характеристик, по
сравнению со стандартным ATV Honda TRX450R, огромно. По сути, это самые
добротные тюнинговые комплектующие из тех, что сегодня можно купить.
Немаловажна правильная, а значит, предельно удобная посадка, - чтобы
пилот смог сразу "найти себе место", чтобы по кузову оптимально
расположились массы и не сместился центр тяжести. Во многом этому помог
новый, более широкий руль. Вообще-то, "родной"-стандартный неудобен во
всех отношениях. Американцы о нем говорят в шутку (с большой долей
правды): это транспортировочное вспомогательное устройство, которое
нужно только для того, чтобы посредством упора на него перекатить новый
мотоцикл из ящика в гаражѕ А вместе с рулем меняйте и рулевую колонку -
на более высокую.
Еще одно устройство, польза которого
уже известна - регулируемый рулевой демпфер. Если без него (на
стандартных аппаратах его и нет), то пилот чувствует каждую кочку.
Ощущения дискомфорта - это неприятно. Важнее же то, что когда колеса
"подбивает", мотоцикл при этом "колбасит" (раскачивает). Демпфер же
экономит силы водителя, особенно высоко его оценит новичок-любитель:
"чувство руля" приходит уже после нескольких минут езды.