Оттолкнувшись от специального
трамплина-рампы, фристайлеры пролетают с мотоциклом десятки метров и
исполняют в воздухе головокружительные трюки... О том, как подготовить
технику для фристайла, рассказывает Алексей КОЛЕСНИКОВ.
ВЫБОР ОПРЕДЕЛЯЕТ АНАТОМИЯ Мотоцикл для фристайла - это доработанный кроссач. Переделки
незначительные и преследуют они две цели: убрать все выступающие и
мешающие пилоту в прыжке детали машины и подготовить места для хвата
мотоцикла в воздухе. Ведь малейшая помеха в полете может помешать
исполнить трюк и привести к травме при приземлении. Случалось,
спортсмен не успевал поставить ноги на подножки или "терял" в воздухе
мотоцикл после выполнения акробатического элемента... Каждый фристайлер
готовит мотик под свою анатомию.
Прыгать можно на любом кроссовом мотоцикле, однако у "осьмушки"
маловато мощности. Профессионалы предпочитают 250-кубовый "двухтактник"
- легкий и достаточно резвый. "Четырехтактники" тяжелее, а потому в
воздухе менее маневренны. Запас мощности необходим, ведь надо,
подъезжая к рампе, резко ускориться на коротком участке и высоко и
далеко "выстрелить". Приемистость "двухтактника" дает возможность
"работать газом" до самого момента отрыва.
МИНИМУМ ПЕРЕДЕЛОК
Исходник - серийный кроссовый мотоцикл. На него устанавливают
высокий руль и обязательно без перекладины (фото 2). Это для того,
чтобы свободно проносить ноги над рулем при исполнении трюка (фото 1,
3). В прыжке при перекидывании ног с одной стороны мотоцикла на другую
сиденье не должно мешать. Поэтому сделай сиденье максимально плоским -
для этого срежь по высоте часть поролона. Вырежи отверстия под седлом с
двух сторон (для хвата руками) - в фильтровой коробке и на боковых
номерах (фото 5). Такая доработка позволит быстро и надежно, отпустив
руль, ухватиться в полете рукой (или двумя) за седло байка (фото 4).
На задней части сиденья установи страховочный ремень - он напоминает
ремешок для пассажира на сиденье дорожного мотоцикла. Петля должна на
7-10 сантиметров выступать над поверхностью сиденья (фото 5). Если при
выполнении трюка рука не попадет в отверстие под седлом, то у тебя еще
останется возможность ухватиться за эту петлю. Это дополнительный шанс
выйти из критической ситуации. Страховочный ремень полезен и на этапе
разучивания трюков. Надо сказать, далеко не все устанавливают подобные
страховки, а если и устанавливают, то каждый делает ее "под себя". На
своем мотике страховочную петлю я сделал из капронового ремня.
Укороти заднее крыло байка настолько, чтобы оно не мешало в полете
(например, при выполнении трюка, когда руками держишься за сиденье). По
тем же соображениям выхлопная труба не должна выступать за крыло (фото
6). Для сохранения пропорций мотоцикла можно уменьшить и переднее (фото
7). Сделай поуже передний номерной щиток - с таким расчетом, чтобы его
боковые части не выступали в стороны за трубы вилки. Это позволит
выполнять трюк (фото 8), при котором в полете держишься ногами за вилку
(цепляешься за траверсы, а не за пластмассу).
Очень важно правильно проложить тросики сцепления и газа, зафиксировать
их пластиковыми хомутами. Со мной был случай, после которого обращаю на
это особое внимание: на новом мотоцикле отрабатывал трюк с проходом ног
под руль. Когда, как обычно, высунул вперед ноги, то зацепился за трос,
и мотоцикл взвыл на заклиненном газу. Я чудом не упал на приземлении.