Внешнему виду своего байка должно уделять
особое внимание. Один из аспектов — внешний вид двигателя. Эта тема особенно
актуальна в случае потери им былого вида или тогда, когда возникает желание
придать ему больше выразительности. В этой статье рассмотрим один из нескольких
вариантов реставрации его внешнего облика.
Внешнему виду своего байка должно уделять особое внимание. Один
из аспектов — внешний вид двигателя. Эта тема особенно актуальна в случае потери
им былого вида или тогда, когда возникает желание придать ему больше
выразительности. В этой статье рассмотрим один из нескольких вариантов
реставрации его внешнего облика.
В 95 случаях из 100, боковые, клапанные и другие крышки
картрера двигателя выполнены из дюралюминиевых сплавов. Реже применяется силумин
или термоустойчивый пластик (РР, РС, АВS). Не говоря уже о тюнинговых титановых
или карбоновых крышках. Картеры и крышки импортных байков
зачастую выполнены из порошковых дюралюминиевых и алюминиевых сплавов в
пресс-формах и вскрыты лаком, с сушкой при высоких температурах. Они изначально
не полированы, а просто имеют идеальную чистоту поверхности. Со временем лак
становится матовым и теряет свой блеск. В худшем случае лак имеет сколы, в
которые попадает влага, в результате чего начинается отслоение лака и
образование грибка на поверхности дюраля (фото 1). Мутный серо-зелено-черный
цвет — явный признак образования грибка. Особенно этим недугом страдают
аппараты, эксплуатирующиеся в причерноморских районах, с высоким содержанием
солей в воде и воздухе, а так же аппараты, привезенные по морю из Японии.
Для удаления старого
лакокрасочного покрытия не рекомендуется использовать химические средства для
удаления старых лакокрасочных покрытий (БЭМ-1(2), Термит, СПЭ-2, и другие).
Во-первых, они плохо снимают данные типы покрытий, а во-вторых, достаточно
глубоко проникают в поры металла и впоследствии являются причинами ''подрыва''
новых лакокрасочных покрытий, являясь очагами возникновения грибка и окисления
дюраля. Поэтому придется прибегнуть к механической обработке поверхностей при
помощи бормашины (фото 2). Процесс удаления старого лака или краски, а так же
подготовки поверхности необходимо начинать с наждачной бумаги зернистостью
Р150-180. Дальнейшая градация происходит с уменьшением зернистости бумаги, шагом
не более 40-50 единиц для ''сухой'' наждачной бумаги и 100-200 единиц для
''мокрой''*(например: Р180-Р240-Р280-Р320-Р380-Р400 — для ''сухой'', а затем
Р600-Р800-Р1000 — для ''мокрой''.
Нарушение последовательности приведет к тому, что
последующая применяемая наждачная бумага не сможет полностью удалить царапины и
риски от предыдущей наждачной бумаги. В итоге: потеря времени, материала,
средств и посредственный результат! На промежуточных этапах, для определения
качества обработки, используется наждачная бумага зернистостью Р1000-1500,
которая позволяет проявлять незаметные задиры, царапины и разводы.
Труднодоступные места (углубления под крепежные элементы и другие
технологические отливки) обрабатываются специальными пальчиковыми насадками
бормашины под наждачную бумагу, или вулканитовыми насадками различного диаметра
и плотности. После того, как поверхности обработаны наждачной
бумагой (фото 3), приступаем к чистовой полировке поверхностей. Для чистовой
полировки поверхностей из дюралюминия, алюминиевых и силуминовых сплавов (а так
же титана, нержавеющих сталей и поверхностей покрытых путем хромирования и
никелирования) существует целый ряд полировочных паст, выпускаемых всемирно
известными производителями. Однако, как показала практика, наилучший результат
дает применение ''пасты Гои''. Чистовая полировка, как и предварительная, может
выполняться и ''на сухую'' и ''на мокрую''. ''Сухая'' полировка сводится к тому, что
войлочные насадки на бормашину или войлочные круги на электродрель натираются
бруском пасты гои, а затем этими насадками обрабатывается поверхность. Однако
сухая полировка имеет минус в том, что войлок относительно быстро забивается
пастой и частицами алюминия. Полировка ''на мокрую'' осуществляется двумя
способами:
А. При полировке войлочными насадками периодически
смачиваем обрабатываемую поверхность керосином (сольвентом) или обыкновенным
кефиром или сывороткой!!! Б. Паста Гои размельчается до
порошкообразного состояния, а затем разводится с керосином (Сольвентом). В
процессе полировки на поверхность добавляется данная смесь. Для
завершающего этапа полировки потребуется специальный матерчатый (прошитый),
доводочно-полировочный круг, который через насадку с левой резьбой
устанавливается в патрон электродрели. Дрель должна быть с регулировкой
оборотов. Обороты при полировке поверхности должны быть в пределах 600-800
об/мин допустимо работать как на ''мокрую'', так и на ''сухую''.
Вот наши крышки и готовы! (фото 4). Но агрессивная среда, в которой будет
происходить эксплуатация байка, буквально ''на нет'' сведет кропотливый труд,
причем, в течении всего лишь одного сезона! Поэтому, после полировки, на
подготовленные поверхности необходимо нанести защитное покрытие — бесцветный
лак. Это позволит нам так же застраховаться от масляного запотевания крышек, в
том случае, если при подготовке и полировке были открыты поры литья.
Используем для этого бесцветные, акриловые двухкомпонентные (2К) лаки класса HS
(жесткие лаки). Лаки данного класса способны выдерживать температуры до 3000 и
отлично поддаются дальнейшей полировке. (марки Dyna, Sprint, Troton, Dupont,
(фото 5).
Рассмотрим вариант нанесения именно этих лаков, так как не
у всех имеются возможности нанести специальные технологические
высокотемпературные лаки путем электролиза, при высоких температурах.
Непосредственно перед малярными работами покрываемые поверхности должны быть
предварительно слегка заматированы ''на мокрую'' скотч-брайтом (3М) для улучшения
адгезии. Затем поверхности тщательно обезжириваются малярным обезжиривателем,
обильно нанесенным на спецсалфетку. И сразу же протираются второй салфеткой
насухо, для устранения разводов от обезжиривателя. После чего можно приступать к
нанесению лака. Лак предварительно разогревается до температуры 250-350. Так как
данная категория лаков относится к покрытиям воздушной сушки, нанесение и сушка
должны происходить в покрасочной камере при температуре 180-250. Лак наносится
минимум в 2 слоя! Первый слой наносится слабый (полупыльцой). Второй слой и
последующие наносятся обильно. Интервал между слоями не менее 20-30 минут, чтобы
растворитель и отвердитель с уже нанесенного слоя успели выветриться. Иначе
наличие мелких пузырьков между слоями лака гарантировано!!! Полное высыхание
лаков класса НS происходит за 24-48 часов. В том случае, если при нанесении лака
образовались потеки или сорность, их необходимо удалить полировочной наждачной
бумагой ''на мокрую'' (Р-800, 1000, 1200, 1500, 2000, 2500), в зависимости от
характера нарушений поверхности.
После шлифовки наждачной бумагой производим
механическую полировку лакокрасочного покрытия. Для этого используются белые
(жесткие) полировочный круги (Farecla, 3M, APP...), полировочно-шлифовальная
машинка (в крайнем случае, это может быть углошлифовальная машинка с
регулировкой оборотов) должна иметь максимальные обороты 700-900 об/мин). Можно
применять полировочные пасты (3М №...74-абразивная и №...76), а также
молочко полировочное или полироль Farecla Uni G-3 на синтетической основе,
переходящую в процессе полировки из абразивного состояния в состояние
полировочного молочка). Полировка производится с применением минимального
количества полироли, а так же с применением минимума воды. Избыток пасты и воды
приведет не только к ухудшению процесса полировки, но и может послужить причиной
разрушения полировочного круга.** После полировки поверхности
смыть водой и вытереть бархатной ветошью насухо. Восстановленные таким образом
детали прослужат Вам не один сезон (фото 6). Если Вы решили
подобным образом привести в порядок двигатель КМЗ, то необходимо
изначально учесть, что для облегчения процесса предварительной подготовки о
обработки поверхностей лучше остановить свой выбор на крышках и блоках прошлых
лет выпусков (до 90-х годов) которые отличаются относительно неплохим качеством
литья, в отличие от ''безобразия'', попадающегося на рынке сейчас.
Автор: Илья Марченко, мастерская MOTOHARDCORE, г.
Белгород-Днестровский Фото: автора