Лихо гоняешь по улицам, закладываешь
повороты, тормозишь на переднемѕ Круто! Но это не стант-райдингѕ Тебе
не составит труда езда на заднем колесе? Контролируешь стоппи и уже
хочешь поэкспериментировать - забацать какую-нибудь комбинацию на одном
колесе? Вот где-то здесь и начинается стант.
ЦЕНА ВОПРОСА Забегая вперед, скажу о том, что ждет тебя и твой байк. Как и во
всех дисциплинах мотоспорта, будет не одно падение и не один синяк. А
мотоцикл придется ремонтировать в несколько раз чаще, чем ты это делал
раньше. Потертые слайдеры, подножки, сломанные рычаги, погнутые рули,
мятые бензобаки, гнутые колесные диски, замена резины раз в неделю, а
то и чаще, запара с маслоголоданием и конченый двигательѕ Это далеко не
все неприятности. Чтобы снять хотя бы часть проблем, придется
позаботиться об экипе и защите мотика от повреждений. Надо подумать и
об усовершенствовании мотоцикла - для удобства выполнения трюков.
Возникает масса технических вопросовѕ Если тебя это не пугает, добро
пожаловать в стантеры.
КАКУЮ ВЫБРАТЬ МАШИНУ?Аппарат
для станта, как правило, - спортбайк, он легкий и мощный. Выбор
стант-народа падает на несколько моделей. Honda CBR900 пользуется
особой популярностью. Причем в ход идут модели всех годов, но наиболее
привлекательная - 1998-го. В последнее время большой интерес у райдеров
проявляется к менее кубатурной Honda CBR600 F4 (и CBR600RR) благодаря
ее компактности и надежности. В Европе часто используют Kawasaki 636,
Suzuki GSX-R600 и Yamaha R1 и R6. Любим и SuzukI GSX-R750 от 1996 года.
Не стану утверждать, что только на этих мотиках ездят стантеры. В
принципе используются мотоциклы всех марок и всех направлений - от
кроссового до чоппера Harley-Davidson. Все зависит от финансовых
возможностей. Однако в регламенте соревнований объем двигателя
ограничен нижним пределом - не менее 600 кубиков. Выступать на шоу и
тренироваться можно на чем угодно - лишь бы это нравилось.
ПРАВИЛЬНЫЙ "ТРЮКАЧ" Заранее предупреждаю: он отпугивает от себя представительниц
прекрасного пола, так как держать его в состоянии конфетки удается не
всегда.
Как подготовить байк? Начни с установки кроссового руля. Вариантов
несколько. Сразу внесу ясность: кроссовый руль - на любителя, и это не
обязательная часть изменений. Например, представители американской
школы стант-райдинга широко используют клипоны. Но если тебе кроссовый
руль удобнее, то вот варианты: а) Купи кронштейны под руль и просверли
в "родной" траверсе под них отверстия. Это вариант для скупых: когда
сломается, придется платить дважды. б) Приобрети траверсу или сразу кит
с рулем, дополнительными тросами и тормозными шлангами. в) Изготовь
траверсу с кронштейнами под руль в мастерской у местного "кулибина".
Меняем тормозные шланги на армированные, убираем "приборку" и весь
передний обтекатель (если предполагаешь ездить по городу, рекомендую
эндуровую "морду" с парой "миньонов"). Устанавливаем демпфер руля и
главный цилиндр переднего тормоза радиального типа (фото 1). Это далеко
не все изменения передней части мотоцикла, но и их достаточно для
трюковой езды. Если готов идти дальше, то продолжи усовершенствование
байка заменой вилки на "перевертыш", установкой прогрессивных пружин и
лепестковых тормозных дисков. Немаловажный момент - настройка передней
подвески (вилки): ее нужно сделать жестче путем замены пружин или хотя
бы увеличить преднатяг. Это поможет избежать "пробоев" вилки после
вилли и во время стоппи. Немного "зажмите" отбой подвески. Рычаги
тормоза и сцепления, во избежание их поломок, лучше отпилить так, чтобы
они остались под два пальца - указательный и средний. Подобные
доработки, опять-таки, - бюджетный вариант.
Позаботься о защите двигателя и пластика (у кого он остался). В Америке
существует несколько компаний, производящих защиту в виде так
называемых "клеток" - они позволяют при падениях сохранить целыми
пластик, двигатель и водительские подножки. Если есть время и деньги,
то конструкцию можно заказать через специализированный магазин, это
обойдется примерно в $300-400 (с доставкой). "Клетку" можно сделать и в
мастерской все того же "кулибина". Как правило, выбирают несколько
точек крепления втулок на раме, между собой их соединяют
25-30-миллиметровыми трубами (фото 2, 3).
Важная часть для стант-райдинга - передаточное отношение главной
передачи. Запасись набором звезд - ведущих (передних) и ведомых (на
заднем колесе). Американские стант-райдеры рекомендуют добавить 20
зубьев к "стоковой" задней звезде. Можно экспериментировать, убавляя на
передней звезде один или пару зубьев. Не рекомендую ставить слишком
маленькую ведущую звезду, с нею возрастает нагрузка на цепь. Ведущие
звезды можно подобрать по каталогам, ведомые найти сложнее. Выход -
идти к "кулибину".