Понедельник, 13.05.2024, 10:16
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Разделы сайта

Категории каталога
О двигателях [56]
Ксенон [2]
О ходовой [29]
О тормозе [11]
Об электрике [21]
О пластике [9]
О карбюраторах и впрыске [12]
Тюнинг и самопал [18]
Школа вождения [10]
Немного о скутерах [15]
Разное [29]

Главная » Статьи » Разное

Красота требует... (оформление)
  Байк и все что с ним связано — есть способ самовыражения! То, что мы — на двух колесах, уже есть показатель нашей незаурядности и неординарности. Но желание самовыразиться порой приобретает довольно причудливые формы!
   В этой статье поведем речь о некоторых доступных  способах художественного оформления силового (и других агрегатов), а также других элементов мотоцикла (на примере “оппозита”).

Неукоснительно соблюдайте меры безопасности при работе вне специально оборудованных для этого рабочих мест!!!
   При работе в закрытом помещении, с обязательным принудительным проветриванием (вытяжка) или же на открытом воздухе — обязательно наличие индивидуальных защитных приспособлений: комбинезон, плотные защитные перчатки с отворотами, защита для органов дыхания (респираторы, респираторы-полумаски типа Senax NP 305, NP 306; АРР 090703 (монопреновые или силиконовые), или 3М серии 2000, 4000 или серии 6000 с угольными фильтрами или аналогичные маски того же производителя серии 7000, но с принудительной подачей и откачкой воздуха).
   При использовании полумасок обязательны и защитные слесарные очки (например: Uvex с дужками типа Uvex duo-flex, обеспечивающими 4-х ступенчатую регулировку длины и угла наклона).
   Надобность в подобных мерах безопасности отпадает при наличии герметичного ящика с откидными боковыми бортами, выполненными из оргстекла, и встроенными в одну из его стенок стационарными удлиненными защитными перчатками, что обеспечивает безвредность при обработке.

Кроме упоминавшихся ранее вариантов полировки дюралюминиевых  элементов ДВС (см. МД 4/2006, стр. 54-55), или же их окрашивания (см. МД № 7/2006, стр. 62-63), существует еще целый ряд различных вариантов художественного  оформления этих же деталей.
   Для начала рассмотрим гравировку. Стилизованная под каждый конкретный случай, художественная гравировка поверхностей ДВС и других элементов позволяет придать мотоциклу неповторимый образ.  В нашей стране, естественно, такой доработке подвергаются мотоциклы КМЗ, но на мотоциклах с силовым агрегатом от ИМЗ следует обращать внимание на конструкцию крышек, применяя наиболее подходящие для гравировки модели (М-63, 65, 66, 67, 67-36, с рабочим объемом 650 см3 (фото 1).
   Независимо от того, какие из деталей подвергнутся гравировке, их предварительно необходимо очистить (см. дополнение 1) и подготовить все поверхности. Для этого достаточно использовать пескоструй (см. дополнение 2). В том случае, если гравировка наносится на полированные поверхности, то их подготовка сначала осуществляется путем механической (или ручной) шлифовки абразивами с промежуточной (проявочной) полировкой, выявляющей все дефекты. И так — до полного удаления всех дефектов (детально — см. МД 4/2006, стр. 54-55).
   На этом этапе на деталь маркером наносится желаемый рисунок. В том случае, если вы испытываете некоторое затруднение с отображением (перенесением) выбранного или задуманного эскиза, достаточно использовать старый, добрый способ: перенос через копирку (фото 2) и затем перенести его на поверхность детали, обводя контуры. Закрепляем копирку, и, наведя контуры маркером, производим предварительную разметку (с интервалами 0,5-1,5 см) при помощи небольшого остроконечного керна и молоточка, по всему периметру рисунка. Ориентируясь по разметке, при помощи бормашины и набора соответствующих "буров" (фото 3), наносим рисунок (фото 4).


Полет фантазии в данном случае ограничивается не только вашими желаниями (фото 5 и 6) и возможностями, но  и глубиной контуров рисунка (см. примечание 1). Работа по гравировке очень кропотлива, монотонна и занимает много времени. В случае же сомнений в своих силах, вы всегда сможете воспользоваться услугами профессионального гравера!

Если же вам хватило терпения и вы довольны результатом, то можете приступить ко второй части "марлезонского балета": на выгравированные поверхности термостойкой нитро или акриловой краской (цвет можно варьировать в зависимости от цвета мотоцикла) нанесите рисунок в несколько слоев. Но перед этим, используя нож для резки картона и комбинацию с бумажными малярными скотчами (см. дополнение 4), обклейте его, во избежание окрашивания лишних поверхностей. Для этого применяется типичный бумажный скотч (шириной от 2-х до 5-ти см). Для защиты основной площади можно использовать эластичный гофрированный обводной скотч (шириной 1 или 2 см), или же бумажно-полимерный окантовочный (узкий) скотч (шириной 4, 6 или 8 мм), для точного повторения изгибов рисунка.
   Следующий этап — обработка поверхности растворителем, с сохранением краски в углублениях выгравированного рисунка. После чего осуществляется окончательная полировка поверхности. Эта операция производится, как и вышеописанная, только "шиворот-навыворот", то есть, заклеивается уже рисунок (во избежание "протиров" краски при полировке). В данном случае желательно использовать высокопрочный (армированный) малярный скотч на волоконной основе. Это так называемый "бронировочный" скотч — он достаточно стоек, чтобы выдержать воздействие вращающегося войлочного круга, наждачной бумаги и других абразивов (см. дополнение 1).
   Следующий вариант "художества" — это применение "лепнины" (объемного изображения).
   Благодаря немногим существующим энтузиастам, на отечественном рынке мотозапчастей иногда появляются готовые комплекты крышек КМЗ (клапанные и малая передняя крышка системы зажигания (фото 7)! Подобные комплекты  позволяют создать "базу" для дальнейшего оформления байка (или же наоборот, можно ДВС оформить в соответствии с общим стилем аппарата!). К примеру, крышки с "черепным" оформлением можно скомпоновать с аналогичными зеркалами, стоп-сигналом, различными заглушками, аэрографией. Тема избитая, но при правильном подходе — вечная!
   К превеликому удовольствию, эти комплекты отличаются хорошим качеством исполнения (и по чистоте литья, и по качеству материала, который не особо  уступает матариалам, применяемым на КМЗ, см. примечание 2), но, к огромному сожалению, они очень редко встречаются.


То, что можно найти, стилизовано по нескольким, широко распространенным направлениям: "черепа" (см. фото 7); "мальтийские кресты"; "орлы"; эмблема "Индиан" и другие варианты. Вот только слишком малая часть подобной продукции, произведенной русскими "коллегами", проникает на наш рынок! А ведь с изготовлением подобного рода "фишек" сопряжена масса кропотливого труда. Особенно, с учетом сложности освоения литейного дела и проблем идеальной подготовкой матриц в домашних условиях...
   Простым решением проблемы объемного оформления дюралюминиевых деталей является наваривание (наплавление) аргонно-дуговой сваркой однородного материала (см. примечание 2).
   В таком случае, необходимо использовать либо новые детали, либо подвергать  их тщательной обработке очищающими и обезжиривающими средствами. Так как масло, засевшее в порах литья, при проведении сварочных работ будет провоцировать усиленное порообразование! (См. примечание 1). Деталь должна жестко фиксироваться к отшлифованной поверхности. Остывание — естественное. Обязательна последующая проверка геометрии и при необходимости — притирка на специальном притирочном столе (или шлифовка на шлифовальном станке).

   После завершения наплавления необходимого (достаточного) слоя метала и убедившись в  правильности формы детали, можно, используя бормашину, необходимые фрезы и насадки (см. фото 8), создать рисунок. Его рельеф подгоняется "вручную" до состояния, пригодного для окончательной доводки детали (см. фото 9).
   Более сложный способ — это изготовление и фиксация накладных элементов декора. В таком варианте можно обойтись без металлов, а использовать накладные элементы, изготовленные из стекловолокна ("стекломат", "стеклопорошок", "стеклорогожа", или же более качественных и дорогостоящих материалов типа  "карбон") и  2-х компонентных полиэфирных смол (например, "Peredot" (USA), или же воспользоваться технологиями для применения  "Гелькоата" (USA). Композиты смешиваются одновременно, с использованием красителей на акриловой основе, в пропорциях, необходимых для придания детали соответствующего окраса.
   Можно создать видимость того, что крышки изготовлены из "карбонового" волокна. Для этого "карбоновым" волокном обклеиваются необходимые поверхности. Металл предварительно обрабатывается грубой наждачной бумагой (Р80-100), затем на него наклеивается (см. дополнение 3) "карбоновое" волокно, на которое в последствии напыляется акриловый 2К прозрачный HS лак. При отсутствии "карбона" или средств на его приобретение, деталь можно обклеить стекловолокном крупной фракции — "рогожей", которая перед нанесением лака окрашивается соответствующей по цвету нитрокраской в базовый цвет. В конечном варианте создается впечатление использования "карбонового" волокна.
   Менее трудоемкий и финансово приемлемый выход — применение  термостойких типов пластика ( РА-6, РС — температура плавления 450 0С) с последующим технологически правильным окрашиванием поверхности.
   Качественным и практичным дополнением в оформлении силового агрегата может стать применение однотипного хромированного крепежа, например, под внутренние шестигранники с маркировками 8/8,6/6, (минимум 4/4). Метизы, из нержавеющей стали общего назначения (например, фурнитура), обладают слишком слабыми показателями (чрезмерно быстро изнашиваются). А при различных нагрузках из-за высокого содержания хрома данный крепеж слишком хрупок. Поэтому, при выборе "нержавеющего" крепежа уделите ему особое внимание.
   А вот декорирование байка при помощи кованых или отчеканенных  деталей — это, к сожалению, большая редкость в нашей стране. Хотелось бы в дальнейшем поднять эту тему отдельно.


Примечания:
   1. Глубина рисунка должна быть не менее 0.3-0.5 мм (это позволит сохранять рисунок при последующих полировках) и не более 2 мм). Особенно это  необходимо учитывать при нанесении узоров на поверхности деталей с тонкими стенками, (боковые, или клапанные крышки). В любом случае желательно защитить крышки от повреждений (поставить дуги безопасности).
   При затяжке "ослабленных" клапанных крышек возможна их деформация и разрушение фиксационного отверстия. Для предотвращения этого необходимо опытным путем определить свободную длину шпилек и изготовить распорные втулки с увеличенными диаметрами упорных плоскостей. Втулки изготавливаются из латуни, алюминия или дюралюминия.
   В том случае, если при гравировке открылась пора (данный дефект очень вероятен!) крышку изнутри необходимо обработать слоем термостойкого (печного) лака, дабы предотвратить масляные запотевания в процессе эксплуатации ДВС. Подобная операция необходима и деталям, которые подвергались доработке наплавлением металла!
   2.  Картерные крышки КМЗ  изготавливаются также, как и блок — путем литья, с последующей механической доводкой. Выполняются они, как правило, из  дюралюминиевого сплава АЛ-5 и имеют твердость 70 НВ. Также могут попадаться образцы, выполненные из аналогичного сплава АЛ-10. (Часто это — клапанные крышки и передние крышки картера двигателей К-650, МТ-9 (10-32; 10-36); МТ "Днепр"-11 (16). В моделях ДВС КМЗ К-750, МТ "Днепр"-12 передние крышки картера изготовлены из сплава АЛ-10В и имеют твердость 65 НВ.
   3. Основное требование, предъявляемое к подобным доработкам — вся обвеска ДВС не должна ухудшать его охлаждения. Допускается незначительное ухудшение естественного воздушного охлаждения (на 5-10%), но при наличии усовершенствованной системы смазки (увеличенный объем масла в поддоне картера, маслонасос увеличенной производительности, масляный радиатор и вентилятор, дополнительные масляные магистрали), подробней смотри "МД" № 3/2006, "ТехЗона", статья "Не доводи до инфаркта").



    Дополнения:
   1. Абразивные круги типа: Clean & Strip (ХТ), 3М (или АРР или Sia) диаметром 100 и 150 мм, из пористого материала с абразивной пропиткой (фото 12). Их удобно использовать для очистки труднодоступных участков (например, пространства между ребрами охлаждения). Для высококачественной обработки ровных поверхностей рекомендуется использовать абразивные круги типа Bristle с пропиткой абразивным составом и изготовленных методом литья под давлением. Они позволяют эффективно, без риска травмирования, удалять дефекты с поверхностей. Bristle рекомендуется применять с Г-образной машинкой (фото 12), на скоростях от 12000 до 18000 об/мин, с тарелками-держателями 3М Roloc Bristle.

2. Пескоструйная обработка осуществляется путем подачи направленной струи абразивного гранулированного материала под высоким давлением воздуха. Для этого применяется специально приспособленный пневмопистолет (например, De Vilbis (USA); Anest Ivata (Japan); Cenhell (Germanу); Toya Tools, Gev, Senax, Sigma типа- №850503 (фото 10) или переоборудовать (токарные работы) пневмопистолет для мойки (из набора 850002), посредством которого, при подаче в него высокого давления воздуха (не менее 6-8 атм.), осуществляется забор из емкости абразивного материала. В корпус пистолета установите фильтр-влагоотделитель, (например, Senax LF-02 или  LS-02). После проведения работ пистолет подлежит тщательной чистке (для этого применяются спецнаборы для чистки пневмоинструмента, типа Senax LT-17, LT-22). Данный тип обработки поверхности металлов применяется для высокоэффективного удаления старых лакокрасочных покрытий, коррозии (эрозии), накипи нагара и других негативных образований. В качестве абразива самое широкое применение получил кварцевый песок. Однако сейчас уже достаточно широко применяется иной вид абразивов — мелко гранулированные разновидности высокопрочных полимерных соединений. Использование в качестве абразивного материала  морского (белого) песка крайне нежелательно, это намного менее эффективно и  предполагает тщательную его фильтрацию. Речной песок — еще хуже. Его гранулы разбиваются в пыль, которая быстро выводит оборудование, респираторы (и ваши легкие!) из строя. Работайте только в средствах индивидуальной защиты и в помещении с мощной вытяжной вентиляцией! 
   3. Кроме вышеупомянутых 2К полиэфирных смол, склейку деталей можно осуществлять цианоакрилатными или метилакрилатными 2К клеевыми составами. Например: а) Циано-акрилатный клей В-20 ("3М") — "моментальный" прозрачный клеевой состав.
   б) Метил-акрилатный клей со спецдобавками (эпоксиполиадгезив "Done Deal" DD-6573 для металлов, DD-6580 — для пластиков, 2-х цветный состав. И другие (Mannol, Loctite, Terason).
   4. Малярные скотчи (см. фото 11):
   Roberlo (Robtape) серии от №39600019 до 39600050 "3М": а) трафаретная лента 06314(06312) — 25,4 мм, двухполосная Х1 — 3,9 мм            
   б) высокоэффективная лента 07894 — 07899 (ширина от 15-ти до 50 мм)
   в) универсальная лента 06295-06313 (шириной от 15 до 50 мм)
   - серия 218(06300-06305) шириной от 3-х до 19-ти мм
   - серия 471(06404-06409) шириной от 3-х мм до 19-ти мм.
   Loctite (Terason): бронированный скотч (каталожный номер — ZEPK 16.
   АРР: а) бумажный малярный скотч (белый) 070201-070205, от 18-ти до 48 мм.;
   б) бумажный малярный скотч (коричневый) 070206-070210, от 18 до 48 мм.;

О внедрении принудительной жидкостной системы охлаждения ДВС КМЗ читайте в рубрике "ТехЗона" позднее.)
Текст: Марченко Илья, г. Белгород-Днестровский
Фото: автора


Источник: http://www.motodrive.com.ua/content/Krasota_trebuet_oformlenie.html
Категория: Разное | Добавил: motoexpert (03.12.2008)
Просмотров: 1572 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Контакты
Телефоны:
+7(926)012-18-15,
ICQ: 433602805
E-mail:
motoexpert@gmail.com

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 114

Copyright MotoExpert © 2024 Хостинг от uCoz