Обслуживание и ремонт трансмиссии цепных скутеров на примере BM Mint
Многие владельцы и не подозревают, что в «ноге» их скутера может статься
не классический клиноременный вариатор, а цепная передача. В инструкции по
эксплуатации написано мало, а о ремонте и вовсе ни слова. Постараемся восполнить
пробел.
Пара слов о конструкции. Передача состоит из двух звездочек (ведущей и ведомой),
роликовой цепи и двух успокоителей. Ведущая звездочка закреплена на барабане
центробежного сцепления. Когда двигатель заглушён или работает на холостом
ходу, барабан не связан с цапфой коленчатого вала. Когда вы повысите обороты
коленчатого вала двигателя, колодки сцепления, расположенные на цапфе, разойдутся
и благодаря силе трения передадут крутящий момент на барабан сцепления и ведущую
звездочку цепной передачи. Ведомая звездочка жестко закреплена на валу редуктора
заднего колеса. Цепь, соединяющая звездочки, втулочно-роликовая.
Чтобы мотор не впал в бессрочный транс и цепь служила дольше, трансмиссия
закрыта герметичным кожухом, а он частично заполнен маслом. Ваша миссия -
периодически проводить техобслу-
живание, а оно сводится: первое, к контролю за уровнем масла, и второе - вовремя
его менять.
Проверять уровень масла нужно после длительной стоянки или если обнаружите
потеки на кожухе. Но первый раз загляните в него сразу после покупки скутера.
Установите «табуретку» на центральную подставку на горизонтальной площадке.
Выкрутите винт из контрольного отверстия - оно расположено чуть ниже середины
крышки кожуха. Если уровень в норме, масло из него должно потечь тонкой струйкой.
Не течет? Чуть наклоните скутер на себя. Опять «сухо»? Значит, долейте масло
- оно должно быть той же марки, что уже залито. Если же масло меняете,
можно использовать любое моторное. Единственное, что оговаривает изготовитель,
его вязкость - 10W40. Выкрутите пробку в задней верхней части кожуха. На его
отливке обычно указано, сколько масла нужно залить, но приблизительно. В нашем
случае - 450 мл. Но если по уму, - заполняйте кожух до момента, пока масло
не намнет переливаться из контрольного отверстия.
Перед разборкой трансмиссии масло слейте. Открутите пробку, расположенную
в низу его задней части. К сожалению, это не самая низшая точка кожуха. Немного
масла (около 70 мл) останется в приливе передней части и вытечет, как только
вы открутите винты крепления
крышки. Будьте наготове: переставьте емкость, в которую сливали масло, к этому
месту и заранее запаситесь тряпками или ветошью, чтобы вытереть лужицы.
Масляный насос системы раздельной смазки расположен в задней части «ноги»
под отдельной крышкой. Снимите эту крышку. Не трогая масляные шланги, открутите
болты крепления насоса, выньте его из посадочного места и отведите вверх.
Затем снимите крышку корпуса трансмиссии. Рычаг кикстартера, в принципе, можно
не трогать, но мы его демонтировали -без него удобнее откручивать винты крышки.
Эти винты разные по длине -при сборке не перепутаете.
Открутив винты крышки кожуха, обстучите ее киянкой или деревянным бруском
- легче отделится. Под ней установлена картонная прокладка - постарайтесь
ее не повредить. Когда крышку снимете, увидите механизм кикстартера: обследуйте
его. Если не заметили ничего, вызывающего настороженность, отложите узел в
сторону.
Осмотрите цепной привод - цепь, два ее успокоителя и зубья звездочек. Эти
детали не должны быть поврежденными. Определите величину люфта цепи. Если
ее можно оттянуть больше чем на 10 мм от условной прямой линии, замените -
ремонтировать ее нельзя (многие по невежеству укорачивают на пару звеньев).
Снять цепь можно двумя способами: демонтировав ведомую или же ведущую звездочки
вместе с центробежным сцеплением.
Чтобы снять ведомую, удерживая при этом выступающий конец болта пассатижами,
открутите (ключом «на 10») гайку.
Демонтировать ведущую звездочку нужно в случае, если хотите осмотреть или
заменить детали центробежного сцепления. Для этого заклиньте жалом отвертки
зубчатый венец шестерни пускового механизма и открутите гайку ключом «на 17».
Под гай-
кой - храповая шестерня кикстартера и еще несколько деталей. Запомните, как
они расположены, чтобы не перепутать при сборке последовательность их установки.
Снимите с шейки коленчатого вала ведущую звездочку, выполненную одним
целым с барабаном сцепления, а затем основание сцепления с грузиками. Осмотрите
детали, чтобы убедиться, что:
- грузики не болтаются на осях;
- рабочая поверхность грузиков не изношена и без повреждений;
- пружины с усилием сжимают грузики;
- на рабочей поверхности барабана сцепления нет трещин или выработки;
- зубья звездочки не изношены, без заусенцев или других повреждений.
Детали с перечисленными дефектами замените.
Сборка - в обратной последовательности. Перед установкой крышки протрите прокладку
от масла, осмотрите ее. Обнаружите повреждения - замените. Винты крепления
крышки затяните «по кругу» в несколько приемов, не прикладывая чрезмерных
усилий. Как залить масло, - описано выше.
Перед установкой масляного насоса на место осмотрите шланги - не перетерлись
ли они в местах перегиба об острый угол? Для себя отметьте: при такой конструкции
привода маслонасос подает масло в двигатель только на ходу, когда крутится
заднее колесо. Работающий двигатель при остановке скутера смазывается остатками
масла, но их надолго не хватит. Поэтому не давайте мотору долго работать,
когда скутер недвижим - сразу после остановки заглушите.
Вообще-то, цепная трансмиссия надежна и долговечна. Если ее не «насиловать»
перевозкой чрезмерных грузов и не «козлить» на каждом светофоре, не забывать
проверить уровень масла, то «радости», связанные с ее ремонтом, обойдут вас
стороной.
Так выглядит трансмиссия: 1
- шестерня электростартера, 2
- основание с грузиками, 3
- барабан центробежного сцепления, 4
- ведущая звездочка, 5
- цепь, 6 - рычаг механизма
блокировки заднего колеса при запуске кикстартером, 7
- успокоители, 8 - масляный
насос, 9 - ведомая звездочка
с ведущей шестерней редуктора (шестерня на снимке не видна), 10
- ведомая шестерня редуктора, 11
- полость, где остается масло при выкрученной сливной пробке Автор: Дмитрий Лапаев
Источник: Журнал
МОТО