Если мотор «табуретки» вдруг затих, проведите
проверку № 1: в баке есть бензин? Копи есть, ищите «засаду» в системе зажигания.
Всегда хочется верить в простейшее - «кончилась» свеча. Отсюда проверка № 2:
установите заведомо рабочую свечу, проверните мотор электростартером или киком.
Движок завелся? Виновата она. Не заработал? Ищите дальше.
Попробуем оживить скутер ВМ Galaxy, его электросхема - типичная для аппаратов
этого класса (отличия только в Suzuki Sepia).
Снимите пластик, разыщите элементы системы зажигания. Коммутатор найти несложно:
это небольшая пластмассовая коробочка с разъемом, куда подходят 5 либо б проводов
с изоляцией разных расцветок. Обнаружить катушку зажигания еще проще: к ней
от свечи зажигания ведет высоковольтный провод (он толще других). Электромагнитный
датчик и генератор расположены в двигателе, но проверить их работоспособность
можно и без его разборки.
Представьте, как действует электросистема. Напряжение поступает с генератора
на коммутатор и накапливается в конденсаторе. По сигналу электромагнитного
датчика конденсатор мгновенно разряжается на катушку зажигания. В ней напряжение
этого импульса повышается до нескольких тысяч вольт и по высоковольтному проводу,
через свечной колпачок, поступает на свечу. От коммутатора или датчика к замку
зажигания подходит провод - он для того, чтобы глушить двигатель: когда замок
выключен, провод замкнут на «массу». Ваша задача проверить все эти цепи.
Вооружитесь цифровым мультиметром, настройте его на режим измерения сопротивления.
Убедитесь, что двигатель находится в электрическом контакте с рамой скутера.
Затем определите назначение проводов, подходящих к разъему коммутатора. Начните
с провода «массы» (обычно он зеленого цвета) - между ним и рамой сопротивление
должно быть равно нулю. К катушке зажигания подходят два провода: один соединен
с «массой», другой идет на коммутатор. Посмотрите, какого цвета «коммутаторный»
(найдете его в разъеме коммутатора).
Разберите «клюв» скутера. Освободите от защитного колпачка замок зажигания.
Выберите среди проводов те, что к нему подходят. Тот, что совпадает по расцветке
с одним из проводов на разъеме коммутатора, и есть «глушащий» провод. Остается
определить назначение двух проводов -от питающей катушки генератора и от электромагнитного
датчика. Черный с красной полосой, как правило, отдатчика, другой -от питающей
катушки. Чтобы убедиться, что не ошиблись, измерьте сопротивление между ними
и «массой»: сопротивление датчика в 2-3 раза больше, чем у высоковольтной
обмотки генератора.
Электросхема Suzuki Sepia отличается от описанной: у нее коммутатор и катушка
зажигания объединены в один корпус. Тут можно проверить только провода, идущие
к нему, и сопротивление обмотки генератора, которая одновременно является
и датчиком.
Проверять узлы удобнее и надежнее, если станете измерять сопротивление на
клеммах проводов, идущих к коммутатору. Заодно проверите и проводку: бывает,
что электроцепь разорвана в ней. Если мультиметр показывает, что сопротивление
одного из них равно бесконечности, то, «двигаясь» вдоль него, найдете обрыв.
«Движение» начните со свечного колпачка. Заглянув в него, убедитесь, что
пружинка, установленная на контакте, не потерялась, а сам колпачок надевается
на свечку с заметным усилием (если крепление ненадежное, двигатель будет работать
с перебоями). Эта деталь обязательно должна быть оборудована резиновым уплотнительным
кольцом - иначе в сырую погоду искра будет «убегать» на «массу».
Проверять вторичную обмотку проще одновременно с инспекцией высоковольтного
провода и свечного колпачка. Снимите колпачок со свечи и проверьте сопротивление
между клеммой, которая надевается на свечу, и «массой». У нас получилось около
7,5 Ом, Теперь отсоедините колпачок от провода и определите сопротивление
между проводником провода и «массой» - должно получиться около 2,5 кОм. Следовательно,
сопротивление помехопо-давляющего резистора 5 кОм. Сопротивление провода должно
быть равно нулю.
Если понадобится заменить высоковольный провод, ищите только тот, что с
металлической жилой. Автомобильный высоко-омный, имеющий волоки истую жилу
с углеродным наполнителем, здесь непригоден!
Теперь наступил черед катушки зажигания. Здесь нужен цифровой вольтметр
-сопротивление первичной обмотки незначительно, и стрелочный прибор не даст
точных данных. Проверьте сопротивление между проводом, который идет к катушке,
и «массой». Тут есть особенность. Если замкнуть щупы цифрового омметра, его
показания обычно больше нуля. Запомните, сколько именно, и вычтите эту величину
из показаний при проверке катушки. Разница должна быть равна 0,2-0,3 Ом -это
и есть сопротивление первичной обмотки. С катушкой зажигания все в порядке?
Идем дальше.
Следующий этап - цепь «заглушки» мотора. Подсоедините мультиметр к проводу,
идущему от колодки коммутатора к замку зажигания. Поверните ключ зажигания:
в положении «выключено» прибор должен показать ноль, в положении «старт» -
«бесконечность».
Остается проверить состояние электромагнитного датчика и питающей обмотки
генератора. Найдите в разъеме коммутатора черный провод с красной полосой,
измерьте мультиметром его сопротивление относительно «массы»: оно должно составить
около 500 Ом. Это датчик. Сопротивление провода питающей обмотки (в нашем
случае он синий с белой полосой) - 150-200 Ом. Если величина заметно меньше,
возможно, в питающей катушке произошло внутреннее замыкание. В этом случае
она уже не даст достаточного напряжения для искры. Если остались сомнения
в работоспособности детали, обратитесь в мастер- скую: для демонтажа и диагностики
генератора потребуется специальное оборудование. Попытаетесь разобрать генератор
своими силами - можете его сломать.
Если все вышеперечисленные элементы системы зажигания в порядке, а «массовые»
провода надежно соединены с «землей», но искры по-прежнему нет, значит, неисправен
коммутатор. Проверить его в условиях гаража невозможно - придется обратиться
в техсервис или, чтобы не морочить себе голову, купить новый коммутатор. Когда
будете искать причину «гибели» замененного, не слушайте тех, кто скажет, что
авария произошла из-за того, что вы ездили без аккумулятора. Это чушь! Системы
электроснабжения, в которую входит АКБ и зажигание, на скутерах полностью
независимы.
А теперь о том, как проще всего уничтожить электрооборудование. Рано или
поздно на «пожилом» скутере нужно что-то подварить. Помните, если будете работать
электросваркой, даже если нужно всего лишь что-то «прихватить» или «поставить
точку», обязательно отсоедините коммутатор и стабилизатор напряжения -иначе
их угробите. Во время сварки закрепите «массу» сварочного аппарата как можно
ближе к месту сварки. Учтите, силовые агрегаты большинства скутеров крепятся
к раме через сайлент-блоки - они не пропускают ток. Значит, ток пойдет по
«массовым» проводам. А это смерти подобно: за несколько секунд сварочный ток
превратит провода в комок «армированной» расплавленной пластмассы.
|