ДИАГНОСТИКА СЦЕПЛЕНИЯ YAMAHA
И ДРУГИХ
Журнал "Мото" №9 2002 год.
Владимир Чекушев, специалист по ДВС, Москва.
Отвратительно себя чувствуешь, когда "табун лошадей"
между ног не в состоянии разогнать мотоцикл так, чтобы перехватило
дух: я ему "газу", движок орет - а не везет... Значит,
в механизме сцепления поселился "букс". Как восстановить
работоспособность сцепления, мы продемонстрируем на примере Yamaha
Virago XV400.
НЕ РВИ!
Первое, что просто необходимо, - вооружиться подходящим инструментом:
болтики в двигателе "японцев" требуют особых ключей-"шестигранников"
и "звездочек". Не пытайтесь открутить их по-нашенски -ковыряя
шлицом отвертки. Срежете грани головок - тогда и фирменный ключ
не поможет.
На ряде моделей Virago путь к сцеплению перекрывает устройство
системы выпуска. Когда начнете снимать трубы, используйте совокупность
стального (гаечного) и "жидкого" (типа WD-40) ключей.
Если нет желания сливать масло, наклоните мотоцикл на бок крышкой
полости сцепления вверх, но подложите под раму прочную подставку
высотой 40-50 см (естественно, придется снять аккумулятор). В таком
положении и орудовать удобнее, и не придется освобождать от смазки
картер... Теперь долой освобожденный выпуск, подножку, приводы сцепления
и заднего тормоза.
Корпус масляного фильтра удаляйте бережно: по его периметру установлены
резиновые уплотнители. Сберегите колечки в целости и идеальной чистоте.
Так же бережно снимите крышку картера - позаботьтесь о сохранности
картонной прокладки. Соберете двигатель на рвани, он опять же потечет,
тогда замучаетесь "пыль глотать", бегая в поисках оригинальной
прокладки.
|
Смотрите на маркировку: инструмент особенный
|
До вскрытия сцепления демонтируйте эти узлы
и детали
|
Не рвите: под крышкой маслянный фильтр
|
Механизмы моторной передачи и сцепления
те, что под картерной крышкой
|
СМЕЛЕЕ, ГОСПОДА!
Теперь можете смело приступать к разборке сцепления. Открутите болты,
удерживающие нажимной диск на 'ведомой муфте, и гайку, фиксирующую
нажимной "грибок". Извлеките пружины из посадочных отверстий.
Их количество должно соответствовать числу болтов - это понятно.
Очень часто причина пробуксовки дисков сцепления в силовых агрегатах
секонд-хэнда кроется в отсутствии одной-двух пружинок, потерянных
при предыдущих "ремонтах". Поднимите нажимной диск и достаньте
из корзины пакет подвижных дисков -фрикционных ведущих и стальных
ведомых. Извлеките ближайший к картеру стальной диск, но предварительно
снимите пружинную проволочку-стопор. Запомните позицию расположенных
под ним поджимающего и центрирующего дисков. Достаточно при сборке
перевернуть эти детали -и вечный "букс" сцепления обеспечен.
На грибке, расположенном в отверстии вала внутренней муфты, проверьте
наличие и целостность колечка уплотнителя.
Теперь переходите к замеру деталей сцепления. Пора выяснить причину
возникновения неисправности.
Набор
деталей сцепления: 1 - нажимной диск; 2, 3, 4 - детали грибка;
5,15 - элементы толкателя; 6 - стальной диск; 7 - фрикционный диск;
8 - стопорное кольцо; 9 - опорный диск; 10 - поджимающий диск; 11
- центрирующий диск; 12 - внутренняя муфта; 13 - упорная шайба;
14 - наружная муфта; 16 - вал привода сцепления; 17- пружина.
|
Способ удаления стопорного кольца
|
Проверка величины просадки пружины
|
Определение величины износа фрикционных
накладок
|
|
Проверка стального диска на износ и коробление
|
Отпечатки дисков сцепления на муфтах должны
располагаться равномерно
|
Именно так должен стоять грибок в отверстии
вала
|
О РОЛИ "ДЕСЯТОК"
Японцы строго следуют правилу изготавливать детали только высокой
точности. Каждый элемент из набора сцепления должен уложиться в
положенные ему десятые доли миллиметра допустимого отклонения или
износа.
Потерю упругости пружин проверите, если измерите их длину: разброс
высот в комплекте ограничен ±0,3 мм. "Проседание" навивки
в сравнении с исходным размером ограничено одним миллиметром. Пружины
обязаны быть и стройными - заметный на глаз перекос витков относительно
друг друга недопустим!
Поверхности дисков с феродо не должны нести следов крошения и задиров.
Если рабочие площадки сточились до основания -иначе говоря, потеряли
"ступеньки", и диск стал плоским, - не раздумывая, меняйте
его. А лучше - весь комплект (комплекты дисков продаются в фирменных
салонах). Если глубина канавок, разделяющих сектора феродо, менее
0,2 мм, опять-таки меняйте все - износившихся дисков надолго не
хватит, и через несколько тысяч километров пробега они все равно
забуксуют.
Состояние стальных дисков оцените с помощью щупа. Разложите детали
на ровной горизонтальной плоскости (в качестве поверочной плиты
подойдет зеркало). В четырех-шести диаметрально противоположных
точках попробуйте ввести под диск калиброванную пластинку толщиной,
соответствующей "возрасту" детали. Пролезает? Значит,
диск истерт или его "повело" от воздействия температуры.
,
Поверхности наружной и внутренней муфт, контактирующие с дисками,
должны быть гладкими. Даже мелкие выступы и впадины (0,1-0,2 мм)
в ближайшем будущем грозят сцеплению ситуацией, обратной "буксу":
оно откажется выключаться полностью, и переключение передач затруднится.
Заровняйте "мелочь" алмазным надфилем, но так, чтобы
образовавшаяся пыль не осталась в картере. Обнаружили более глубокие
повреждения шлицов - меняйте муфту.
Изучите и отпечатки, оставленные дисками на корзине. В идеале,
количество "следов" должно соответствовать сумме опорных
шлицов дисков, но отсутствие 25-30% "черточек" допустимо.
Если процент более значительный, еще раз проверьте плотность посадки
дисков в муфты и выловите потерявшие контакт детали: им не место
в сцеплении!
Последнее, что следует проверить, периметр соприкосновения грибка
и нажимного диска ("крышки" набора дисков). Косая выработка
говорит об искривлении одной из деталей. С помощью поверочной линейки
вычислите "вредителя" - избавьтесь от него.
Замену негодным деталям сцепления можно заказать через дилера у
производителя мотоцикла или воспользоваться рынком запчастей б/у.
При покупке подержанные комплектующие обязательно проверьте по изложенной
выше методике.
Иногда причиной пробуксовки исправных деталей сцепления становится
моторное масло. Бывает, что под логотипом мотоциклетного в канистре
находится автомобильное масло. Его высокая насыщенность антифрикционными
присадками вредна сцеплению мотоцикла: диски быстро лишаются взаимного
трения и скользят друг по другу, как салазки по снегу. В этом случае
надо заменить масло в двигателе, предварительно промыв маслосистему.
Это может избавить сцепление от пробуксовки, но не всегда - больно
въедливы бывают "скользкие" присадки. Если они виновники
пробуксовки, к описанному перечню операций добавьте еще две - очистку
рабочих поверхностей дисков стеклянной шкуркой и тщательную мойку
деталей очистителем карбюратора или двигателя.
Предупреждаю: не вздумайте прожигать металлические диски на огне!
Нагрев рабочих поверхностей не избавит от скользкого слоя, а побывавшие
в огне детали обретут неисправимую кривизну.
СБОРКА
Импортные мотоциклы не требуют регулировки параллельности перемещения
дисков. Монтаж сцепления сводится к "упаковке" дисков
в корзину в последовательности, обратной разборке. Чтобы не нарушить
приработки феродо, ведущие диски взаимно ориентируйте по шлицу с
фигурной проточкой. Стальные диски укладывайте насечкой вверх. Болты
крепления пружин затягивайте в "крест" друг другу, используя
динамометрический ключ. Единственная необходимая регулировка -создать
зазор между грибком и штоком сцепления. Вращая резьбы, на ощупь
установите в сопряжении люфт величиной около 0,4 мм и зафиксируйте
всю сборку контргайкой. На более поздних моделях Yamaha и этого
проделывать не нужно -их грибок выполнен монолитным. Затягивать
крепеж крышки картера начните с центральных болтов, двигайтесь по
"звезде" к периферии. Учтите, точность фиксации резьбы
обеспечивает только динамометрический ключ. При монтаже выпуска
на шпильки и болты, соприкасающиеся с горячими телами цилиндров,
нанесите тонкий слой графитной смазки. Доведется когда-нибудь опять
вскрывать сцепление, графит позволит открутить крепеж труб, не повредив
резьбу.
|
Фигурные шлицы всех дисков укладываются
в один паз муфты
|
При сборке обязательно смажте графитовой
смазкой крепеж: резьбу болтов крепления выпуска (на снимке
слева) и шпильки фланца (справа)
|
НЕ НАВРЕДИ!
Во время езды не держите постоянно пальцы на рычаге сцепления, это
вредно - позиция "полвыжима" вызывает пробуксовку дисков
и их ускоренный износ.
При остановках или движении накатом не полезно длительное время
использовать сцепление, вместо того, чтобы переключиться на "нейтраль".
Диски хоть и "разобщены", но все равно трутся друг о друга,
следовательно, и быстрее изнашиваются.
При перегрузке двигателя воткните низшую передачу, а не "облегчайте"
работу мотора "буксом" сцепления. Перманентная езда со
скольжением дисков сточит детали в "ноль" за пару сезонов.
Если повреждение дисков произошло неожиданно и в ситуации, когда
устранить его невозможно, перестаньте "газовать". Двигайтесь
не торопясь, без резких ускорений - тогда наверняка доберетесь до
места ремонта.
Наиболее отчетливо "букс" ощущается в моменты, когда
резко откроете дроссели карбюраторов. Уловив первые признаки отставания
ускорения мотоцикла от оборотов мотора, не тяните, поскорее ликвидируйте
причины немочи трансмиссии. Чем раньше расправитесь с неисправностью,
тем больше деталей сцепления удастся спасти. Значит, сэкономите.
Благодарим за содействие в подготовке материала сервисный центр
Moto-help г. Москвы.
Фигурные шлицы всех дисков укладываются в один паз муфты.
MOTO.ZR.RU - журнал "Мото".
Источник: http://MOTO.ZR.RU - журнал "Мото". |