Речь пойдет о восстановлении уникальных деталей, которые не
сделаешь на обыкновенном оборудовании. Рассмотрим это на примере
восстановления кулисы КПП ''Днепра''. В коробке передач MT с
5-й передачей, собранной безответственными мастерами, сломалась кулиса.
Хозяину повезло — это случилось на перекрестке. Стеночка межу вилками
1-2 и 5-й передачи держалась “на честном слове” и просто не могла не
сломаться. Над “погибшей” деталью были произведены следующие действия. 1. Проточили верхний фланец кулисы на токарном станке, чтобы она
точно прилегала к ровной поверхности, и были видны места соединения с
впрессованными деталями. 2. Положили кулису проточенной
поверхностью на стекло качественного сканера и отсканировали с
достаточным качеством. (Большинство современных сканеров имеют
оптическое разрешение 2400 dpi, что примерно соответствует точности
0,001 мм). 3. По полученным (и откорректированным) изображениям
подготовили программу для трехосевого фрезерного станка с программным
управлением. Я, например, работаю в программе 3D MAX, и наш станок ее
легко “понимает”. 4. Отфрезеровали из какого либо прочного
пластика (мы взяли акрил, так быстрее) пробную кулису и проверили ее
работу в коробке. В нашем случае выявились следующие ошибки: углы
поворота между передачами оказались разными, и пятая передача
недовключалась. Мы исправили файл программы и изготовили вторую кулису
(также из пластика). Теперь все работает нормально. 5. Отфрезеровали кулису из латуни (можно использовать бронзу).
6. На токарном станке изготовили ступицу кулисы и штифты зацепления ее
с собачкой переключения, а затем впаяли их в кулису, на твердый припой.
7. Тщательно обработали кулису напильником и на точиле, снимая фаски и
места, где она цепляет за пружину прижимной собачки и корпус коробки. Кулиса была готова к работе.
Также пришлось предварительно переделать вилки переключения пятой и
первой-второй передач ввиду их большого износа, новые детали также
проверили в работе на пластиковом макете, перед фрезеровкой латунной
кулисы. Резюме: Это хороший метод для восстановления и
изготовления уникальных деталей, но вот работа универсального станка —
дорогое удовольствие, например, только одной фрезы стоимостью $30
хватило всего на две кулисы. Но, если возникла необходимость в
изготовлении детали подобной сложности для иномарки, то метод оправдан
вполне, поскольку общая сумма затрат не превысила $100.Текст: Юрий Исаев (мастерская FX MOTO) Фото: автора
Источник: http://www.motodrive.com.ua/content/Vpravlyaem_mozgi_korobke.html |