Краснота - страшная сила!
Антифриз с моторным маслом - страшный микс. Дмитрий РУДАКОВ (Борода).
Даже
небольшое количество воды или антифриза в моторном масле могут вызвать
преждевременную "кончину" двигателя. Механики довольно часто
сталкиваются с аварийными по состоянию вкладышами - они лишены
покровного слоя, с частично или полностью обнажённым основным металлом
красного цвета. Что же с ними произошло? Что их довело до полного
безобразия? Это надо было понять раз и навсегда. Специалисты пристально
всмотрелись в обезображенные поверхности, затем для верности обратились
на один из заводов-"почтовых ящиков", обладающий необходимой
аппаратурой.
"Просветив" поверхность вкладышей сканирующим электронным микроскопом,
обнаружили белые сферы, неравномерно вкрапленные в поверхность. Их размеры в
среднем - от 15 до 40 микрон. Но только часть этих шариков поглотилась покровным
слоем, а те, что остались свободными, "вспахали" этот слой, а местами
и вовсе стёрли.
И возник вопрос: что же это за шарики? Откуда взялись?.. Впрочем, уже зародились
некоторые подозрения, а химики, исследовав состав вкраплений, их подтвердили.
Анализ дал результат: шарики содержат кальций, фосфор, серу и другие вещества,
которым неоткуда взяться, кроме как из присадок, содержащихся в моторных маслах.
Составляющие этого "коктейля" намного тверже покровного слоя - вот
и пошел аварийный износ деталей... Спецы их так и назвали "масляные шарики".
Лабораторные исследования показали, что "масляные шарики" можно получить
буквально "в пробирке", и сделать это элементарно - если встряхивать
хорошо нагретую смесь небольшого количества обыкновенного антифриза с обычным
моторным маслом.
То же происходит и в двигателе. Моторное масло в работающем движке энергично
перемешивается вращающимся коленчатым валом и шатунами - как в миксере при взбалтывании
сливок, которые превращают в сливочное масло... Если в моторное масло попали
хотя быкрохи антифриза или воды, они разбиваются подвижными деталями на микроскопические
капельки и, тщательно перемешавшись с маслом, превращаются в эмульсию. Так как
в воде присадки растворяются значительно легче, чем в масле, то раствор получается
чрезвычайно концентрированным. При высокой температуре, это и школьник поймет,
химические реакции между веществами присадок протекают очень быстро, и в конечном
счете образуются весьма твердые частицы фосфорных соединений кальция и цинка.
Как только капелька такого "рассола" попадет на поверхность горячей
детали, вода мгновенно испаряется и остается сферический комочек твердого вещества
- тот самый "масляный шарик". Ну а дальше все просто: попав с потоком
масла в зазор между шейкой коленчатого вала и подшипником, эти шарики начинают
вести свою разрушительную работу. Те из них, что меньше толщины покровного слоя,
внедряются в него, а более крупные этот слой буквально "вспахивают".
Понятно, что "вспаханный" слой обладает значительно худшей адгезией
(прилипанием) к следующему за ним слою вкладыша, а потому начинает энергично
смываться. Результат видели многие водители и механики: поверхность вкладыша
из серебристой становится пятнистой или сплошь красной. А тут уж и до "стука"
недалеко.
Вывод: попадание воды или антифриза в масло - смерти подобно для движка. Особенно
подвержены губительной мутации современные масла, поскольку в них доля присадок
доходит до 30% и больше!
Отсюда совет. Если охлаждающая жидкость в двигатель все же проникла, немедленно
залейте в антифриз герметик системы охлаждения и как можно быстрее замените
не только масло, но и вкладыши в двигателе. В применении к подавляющему большинству
моторов это не только простая, но и дешевая процедура. Полная "капиталка"
"стуканувшего" движка несравнимо дороже.
Содействие в подготовке материала оказала компания "Ликви Моли Рус".
Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем".
Источник: http://Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем". |