Советы "патологоанатома".
Как определить причину поломки двигателя двухтактника по внешнему виду деталей.
Игорь БАЛАШОВ, тренер по мотокроссу команды "Вертикаль", Дмитрий
РУДАКОВ (Борода), специалист по обслуживанию мототехники, Москва.
Двигатель заглох и больше не запускается? И коленвал не проворачивается даже
кикстартером? Отремонтировать его - полдела: нужно найти и устранить причину
поломки, дабы история не повторилась. Чтобы разобраться, что случилось, зачастую
достаточно осмотреть детали разобранного мотора, в первую очередь - поршень.
Словом, "вскрытие покажет".
НИЧЕГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ, НО!
На днище поршня всегда есть отложения, и чем больший пробег, тем их слой толще,
а цвет сочнее. В зависимости от применяемого масла цвет нагара может меняться
от бежевого до черного. Его состав - зола сгоревшего масла, топливных присадок
и сажа. Днище поршня нужно регулярно, хотя бы раз в сезон, чистить, ведь слой
отложений ухудшает отвод тепла, увеличивает степень сжатия (вызывает детонацию),
а его раскаленные частицы могут стать причиной калильного зажигания. Полезно
отполировать наружную поверхность днища - в зеркало нагару труднее вцепиться.
Смолистые отложения на боковой поверхности поршня состоят из продуктов окисления
самого масла и следов газов, прорывающихся из камеры сгорания. Их количество
зависит от качества применяемого масла, его моющих свойств и состояния колец.
В идеале отложений не должно быть вообще.
ЕСЛИ МАСЛО-ДРЯНЬ
Вы увидели, что задиры равномерно распределены по всей поверхности юбки поршня?
Значит, залили в мотор масло низкого качества или оно не подается вовсе. Еще
один признак того, что масло никуда не годится, - густой нагар в коренных и
шатунном подшипниках.
Если смазки в движке недостаточно, то со стороны впускного окна она еще хоть
как-то, но смазывает поршень - тогда задиры возникают главным образом со стороны
выпуска. В этом случае характерно выглядит "холодильник" поршня: на
его поверхности, ближе к впуску, коричневая глянцевая пленка остается, а со
стороны выпуска "холодильник" матовый. Значит, масло сюда не доходит.
ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕГРЕВАЕТСЯ И...
...перегревается поршень. И, как все физические тела, расширяется, а "надувшись",
выдавливает смазку из зазора между собою и цилиндром. В конце концов, его заклинивает
в цилиндре... Это - последствия. Но почему мотор перегревается, а? Давайте смотреть.
Если днище поршня черного цвета и без признаков ненормального сгорания (см.
ниже в главе "Детонация"), а задиры не только на юбке поршня, но и
на кольцах, то сразу оцените, в порядке ли система охлаждения мотора.
Но зачастую причина термотрагедии не в ней. Загляните в поршень изнутри: на
его днище также увидите нагар. У деталей, установленных не очень давно, в этом
месте обычно лишь темное пятно. На поработавших подольше поршнях или если они
часто подвергались перегревам, здесь накапливается толстый слой нагара. Он,
считайте, -теплоизолятор, а значит, бензовоздушной смеси, циркулирующей в кривошипной
камере, никак не удастся нормально охлаждать поршень. У форсированных двигателей,
которые часто работают с полной нагрузкой, такая термоизоляция может стать причиной
прогара поршня. Обычно он прогорает на участке напротив свечи или возле штифта
верхнего поршневого кольца.
ДЕТОНАЦИЯ
Вот что это: смесь от искры воспламеняется, а затем в камере сгорания происходит
"взрыв". До слуха водителя из верхней части цилиндра доносится его
"эхо" - как звонкий стук. Температура в камере сгорания резко повышается,
и все детали двигателя работают с ударными нагрузками. Результат - мотор быстро
перегревается, происходит разрушение перегородок между кольцами... Чаще всего
эта трагедия случается, когда при малых оборотах двигателя, работающего под
нагрузкой, водитель резко дает газу. Но иногда детонация проявляется и на больших
оборотах. Ее трудно услышать и вовремя сбросить газ.
Чаще всего детонацию провоцирует низкооктановый бензин. Но могут быть и другие
провокаторы: вы могли неверно установить угол опережения зажигания, случился
перегрев двигателя, рабочая смесь переобеднена, на поршне скопилось слишком
много нагара, а он вызвал увеличение степени сжатия. Поврежденный детонацией
поршень обязательно носит следы перегрева, обязательный признак - желтовато-оранжевые
пятна на днище поршня.
КАЛИЛЬНОЕ ЗАЖИГАНИЕ РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ
Эта неприятность вызывает те же повреждения поршня, что и при детонации, однако
природа ее иная. Калильное зажигание - воспламенение рабочей смеси, возникающее
вследствие перегрева электродов свечи (значит, свечу подобрали неверно -она
у вас слишком "горячая"), или в камере сгорания тлеют частицы нагара
и др. Кусочек прокладки головки цилиндра, самовольно вылезший в камеру сгорания,
также способен вызвать калильное зажигание. Самовоспламенение смеси может происходить,
если вы залили или некачественное масло, или не соответствующее сфере применения
двигателя. Старайтесь заливать в мотоцикл соответствующее -мотоциклетное, в
снегоход - снегоходное, а маслу для лодочных двигателей место в лодочном баке.
Двигатель при калильном зажигании издает примерно такой же стук, как и при детонации,
они отличаются лишь чуть - даже специалист не всегда распознает их звуковые
нюансы. Но есть другой, не слуховой признак "калилки": вы отключили
зажигание, а двигатель продолжает работать. Самый распространенный и эффективный
способ: включите передачу, нажмите на рычаг тормоза и отпустите сцепление. Все
три операции проделайте предельно быстро! И немедленно отправьте мотор в ремонт!
Днище поршня такого двигателя обычно обильно покрыто лохмотьями нагара. Края
его чешуек отстали от металла и побелели.
МЕТАЛЛ УСТАЛ
Начал разрушаться поршень? За этим стоит вот что. Явление, называемое усталостью
металла, характерно для поршней спортивных двигателей, работающих при запредельных
нагрузках. От усталости, в первую очередь, ломаются межколечные перегородки.
Когда поршневая группа износилась и образовался чрезмерный зазор между поршнем
и цилиндром, - может обломиться край юбки поршня. Если же нечто подобное произошло
с совсем новыми, только что купленными деталями, а движок вы вовсе не "насиловали",
значит, продавцы вам всучили некондицию.
КУСКИ МЕТАЛЛА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ
Довольно редкое явление, и все же... Мусор появляется после того, как развалится
"паленая" запчасть, или же вы были небрежны при предыдущем ремонте
мотора. Возможно и другое. Подкузьмил неисправный воздушный фильтр, во впускной
тракт снегохода засосало снег. Рассыпались игольчатый или шариковый подшипники
кривошипно-шатунного механизма. Разрушились кольца. Выпал штифт, фиксирующий
поршневое кольцо или стопорное кольцо поршневого пальца. А коль так, то повреждается
днище поршня, образуются задиры на его боковых поверхностях и рабочей поверхности
цилиндра, чаще всего, в зоне продувочных окон. Если цилиндр уцелел, - повезло,
обойдетесь заменой поршня. Но, может быть, придется менять головку цилиндра.
КАК ВЫБРАТЬ МАСЛО ДЛЯ ДВУХТАКТНИКА?
Двухтактный двигатель очень чувствителен к качеству масла. При "правильной"
смазке мотор работает мягко, без звона, нет избытка дыма в выхлопе. Масло должно
соответствовать назначению двигателя, его рабочему объему. Если существуют специальные
требования изготовителя мотора (читайте и исполняйте инструкцию!), учтите и
их.
Задиры в цилиндре снегохода возникли из-за разрушения масляной пленки после
того, как во впускной канал попал снег.
То, что минеральные масла - прошлый век, доказывать излишне. Так что сразу
перейдём к "синтетике". Ее основные разновидности: ПАО (полиальфаолефи-ны)
и эстеры (эфирные масла). Последние, в свою очередь, делятся на две категории
- масла на растительной основе и полностью синтетические. Сразу предостережем:
не советуем масла на растительной основе использовать в повседневной эксплуатации.
Полностью синтетическими они называются не по праву. Растительное сырье - это
та же минеральная основа со всеми присущими ей недостатками: она вызывает обильное
нагарообразование, а при хранении -расслоение смеси с бензином. Вот на спортивных
мотоциклах применение "растительной минералки" вполне оправдано. Нагар
в их движках не имеет значения: редкий гоночный мотор "живет" дольше
двух гонок без разборки, чистки и замены деталей.
Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем".
Источник: http://Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем". |