Синхронизация: во благо или во вред?
О причине преждевременного износа поршневой группы в моторах Honda СВ750 и
ее ремонте рассказали специалисты московской компании "Аояма Моторс"
Дмитрий КАРПИХИН и Иван ВОЕВОДИН.
КОГДА ТЕРПЕЖ ИССЯКНЕТ
О неприхотливости Honda CB750 ходят легенды. Низкий уровень форсировки и размещенные
в приводе клапанов гидрокомпенсаторы сделали мотор мотоцикла почти вечным, а
стальная рама и удачные передние и задние дуги безопасности спасают аппарат
при падениях: поднял - и поехал дальше.
Эти мотоциклы "прощают" водителю любые "издевательства",
за это их заслуженно уважают инструкторы мотошкол. Причем не только тех, в которых
обучают начинающих, но и на курсах экстремальной езды. Здесь проявляется еще
одно достоинство СВ750 - они способны "сопротивляться" выходкам курсантов.
И как бы предупреждают: прекрати, пока не поздно! Например, если перетормозишь,
аппарат будет долго дергаться, брыкаться, а упадет лишь тогда, когда исчерпает
все способы "воздействия" на бестолкового седока.
ДИАГНОСТИКА
Мы впали в шок, когда увидели этот экземпляр. "Неубиваемый" плохо
разгонялся, трясся на холостом ходу! Аппарат не старый - 1997 года выпуска,
пробег - чуть за 100 тыс. км, что далеко не предел для его мотора. Однако компрессометр
не обманешь: в первом цилиндре компрессия почти на нуле. Странно... Версия о
перегреве отпадает: у таких моторов крайние цилиндры, первый и четвертый, охлаждаются
лучше средних.
На всякий случай проверили давление масла - оно в норме. Раз так, то решили
ограничиться проверкой головки блока цилиндров и поршневой группы - лишний раз
разбирать двигатель ни к чему.
Сняли клапанную крышку - и удивились еще больше: мотор девственно чист, нет
и следа смолистых отложений. Очевидно, владелец масло менял регулярно и заливал
только качественное. Что это так, подтвердили и детали газораспределительного
механизма - ни следа износа! Еще одна версия - из-за никудышного масла залегли
кольца - также отпала.
Может, клапана негерметичны? Чтобы проверить это предположение, перевернули
головку блока камерами сгорания кверху и залили в них керосин. Мы считаем, что
если керосин просачивается между клапанами и седлами более чем за три минуты,
притирать клапаны нет смысла - это только сократит срок службы деталей... Прошедшие
керосиновое испытание головки мы смело устанавливаем на двигатель, и они нас
никогда не подводили. Здесь же спустя три минуты весь керосин остался на месте
- головка блока в отличном состоянии!
Демонтировали блок цилиндров. Измерили цилиндры - убедились, что износа в них
нет. Светлые черточки в нижней части цилиндров - незначительные следы алюминия.
Эти полоски, "нарисованные" поршнем на чугуне рабочей поверхности
цилиндров, не влияют на работу поршней... Алюминий из микрошероховатостей на
стенках цилиндров, как рекомендует заводская инструкция, мы вычистили скотч-брайтом
- пористым, похожим на войлок материалом с очень мелким абразивом. В верхней
части цилиндров обнаружили следы коррозии -это признак длительной стоянки мотоцикла.
Но они слишком малы, чтобы воздействовать на работу двигателя.
Демонтировали поршни, осмотрели их -и поняли, что владелец сильно "перекручивал"
мотор: износ поршневых пальцев -0,06 мм. Очень много! Но и это не могло повлиять
на "побег" компрессии.
Проверили последних "подозреваемых" - кольца. В них-то и была причина
"лихорадок" и слабосилия движка. У компрессионных колец монтажный
зазор при сборке нового двигателя - 0,15-0,3 мм (предел износа - 0,5 мм). Здесь
же - около 0,9 мм у трех поршней, а в первом аж 1,1 мм!
Измерили поршни. Хотя диаметр первого меньший, чем других, на 0,02 мм, все размеры
деталей уложились в пределы допуска новых. И это после стотысячного пробега!
Но почему все-таки износились кольца?
Масло отличное, к воздушному фильтру претензий нет... Причина - в детонации!
И не плохой бензин ее провоцировал. Истинная причина всплыла лишь после того,
как с "пристрастием" допросили владельца мотоцикла. Он рассказал,
что как-то заметил: на холостом ходу мотор работает неровно. Обратился в мастерскую.
Здесь ему синхронизировали карбюраторы. Однако через некоторое время неприятности
повторились. И снова синхронизировали карбюраторы. Регулировок положения заслонок
не хватило, и им "помогли" винтами качества... А ведь толковый специалист
сразу заподозрил бы: тут что-то не так. В нашем случае нужно было промыть карбюраторы,
ведь детонация возникала из-за бедной смеси -засорился карбюратор первого цилиндра.
"Специалисты" же не проявили щепетильности - лишь избавились от внешних
проявлений неисправности. Хозяин же мотоцикла обрадовался: на холостом ходу
мотор заработал нормально. Но ведь это СВ750! Honda сопротивлялась до последнего,
однако ресурс ее "терпимости" не бесконечен -и она сдалась...
Байкеры и механики, запомните: синхронизация не может быть самостоятельной операцией
- это лишь завершающий этап при обслуживании системы питания! Как ни синхронизируй,
все равно основное влияние на работу мотора при езде оказывает уровень топлива
в поплавковых камерах и пропускная способность главной дозирующей системы. Тем
более, при самых напряженных режимах эксплуатации. Первой на все карбюраторные
неполадки реагирует именно система холостого хода, ведь у ее жиклеров и каналов
самые мелкие проходные сечения. Вслед за ними засоряются эмульсионные трубки
переходной и главной дозирующей систем. "Син-хронизаторщики" не догадались
или же поленились их продуть.
Определить на слух засор эмульсионных трубок, тем более частичный, очень сложно.
Но можно. И не на слух, а дедовским методом: состав смеси можно определить по
цвету свечей. Обязательно осматривайте их перед настройкой карбюратора. Если
хоть одна из них не кирпичного цвета, а заметно светлее, чистку соответствующего
карбюратора, а лучше всех, откладывать нельзя!
Мы заменили кольца и пальцы с их стопорными кольцами. А чтобы история не повторилась,
сделали полную ревизию системы питания.
КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ ПРИ СБОРКЕ
Перед разборкой не забудьте пронумеровать поршни. Перепутаете - в "чужих"
цилиндрах им придется прирабатываться заново. Это не только отнимает время на
обкатку, но и снижает ресурс двигателя. Обязательно очистите поршни от нагара.
Мы для чистки пользуемся ультразвуковой ванной, а после все равно домываем детали
растворителем - трем щеткой с жесткой щетиной. В гаражно-кухонных условиях можно
за ночь размочить нагар в растворителе или оставить на сутки в солярке. Особое
внимание - чистоте канавок колец. Прозеваете - нагар накопится, и кольца залягут.
Не расковыряйте их в излишнем усердии - кольца устанавливаются с зазором 0,016-0,04
мм, предел износа - 0,06 мм. Размокший нагар легко удалить из канавок зубочисткой
или деревянной щепкой. Можно ускорить работу - вынуть один край старого кольца
из канавки и кольцо провернуть (как показано на фото на предыдущей странице).
Край, оставшийся в канавке, ее очистит.
На днище поршня есть метки. IN направьте к впускным клапанам, а ЕХ - к выпускным.
Стопорные кольца поршневого пальца устанавливайте только новые - старые могли
потерять упругость! Пока их не трогают, они исправно держат палец, но стоит
переустановить - и за впоследствия поручиться нельзя. Выскочившие кольцо и палец
пропашут в цилиндре борозду не хуже тракторного плуга! Эти детали нужно правильно
сориентировать - их прорезь направьте вверх под 60° к вертикали... И самое главное.
Перед тем как устанавливать стопорные кольца, сделайте все, чтобы они не упали
в картер. o'' Способов много: натолкайте , в картер ветоши, приспособьте какую-нибудь
оправку, с.которой кольцо не сможет соскочить. Наконец, вставляйте его, придерживая
магнитом.
Теперь о поршневых кольцах. Замок верхнего компрессионного направьте в промежуток
между впускными клапанами, а нижнее разверните на 120°. Замок верхнего маслосъемного
разверните на 120° относительно нижнего компрессионного. А уже относительно
него с такими же интервалами расположите замки расширительной пружины и нижнего
масло-съемного кольца.
Блок цилиндров можно устанавливать только на новую прокладку - никакой гер-метик
не даст гарантии от течи. Хотя бы потому, что на установку блока цилиндров уходит
много времени, и пока затолкаешь все кольца в цилиндры, герметик успевает застыть.
Экономить на прокладках - себе дороже!
Поршневую группу смажьте, как рекомендуют заводы, либо специальным маслом, либо
смесью: 50% какой-либо смазки с дисульфидом молибдена и 50% моторного масла.
Существует множество приспособлений, сжимающих кольца при установке поршней
в автомобильные блоки цилиндров, однако для сборки мотоциклетных моторов они,
как правило, непригодны -мешают шпильки. А у малокубатурных моторов (например,
у 4-цилиндровых "четырехсоток") просто нет места, чтобы вставить оправку.
Мы работаем без них. Важно помнить, что современные кольца эластичные, их очень
легко согнуть, а идеально выпрямить практически невозможно. Поврежденная деталь
застрянет в канавке, и о нормальной компрессии в цилиндрах можно забыть: зазор-то
между кольцом и стенками канавки - всего 0,016-0,04 мм! Его не хватит, чтобы
компенсировать кривизну! Так что работайте терпеливо, не спеша, и кольца понемногу,
одно за другим заползут внутрь по заход-ному конусу, расположенному в нижней
части цилиндров. Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем".
Источник: http://Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем". |