''Цепь и звезды'' — тема, как нам казалось,
настолько элементарная, что и рассказывать нечего. Но когда на ремонт прикатили
мотоцикл с разваленым картером, причиной чему была изношенная цепь, а ремонт
стал ''золотым'', и мы не выдержали.
То, что цепь нужно периодически мыть и смазывать, знают все.
Зачем? Всего лишь для увеличения срока службы цепи и звезд. Чем
это лучше всего делать? Продаются фирменные аэрозольные баллоны со смазкой.
В чем их отличие от обычного моторного или
трансмиссионного масла? Можно смазать и обычным маслом, но в баллоне масло
разбавлено растворителем, и после того, как вы распылили смазку, растворитель
испаряется и остается достаточно густое, липкое на ощупь масло, которое потом не
будет капать вам на сапог. Какое бы масло вы не использовали, если, у вас
современный мотоцикл с цепью типа O-Ring, масло внутрь шарниров все равно не
попадает, так что смазывается наружная часть цепи и звезды.
Проверку и регулировку натяжения цепи нелишне уметь
делать самому, даже если вы постоянно обслуживаетесь на сервисе. Во-первых, до
сих пор попадаться мотоциклы с перетянутой после СТО цепью и вы сами сможете это
обнаружить. Во-вторых, старая цепь, подходящая к концу или переходившая свой
нормальный срок службы, растягивается настолько быстро, что проверять ее нужно
после каждой поездки. Проверять можно, если известно, каким должно быть
провисание. На мотоцикле ищите наклейку с указанием необходимой величины
провисания цепи. Обычно она находится на маятнике, прямо перед носом того, кто
присел и собрался натянуть цепь. Не нашли наклейку? Это хуже, поскольку в
зависимости от типа мотоцикла эта цифра сильно меняется. У спортбайков с
небольшим ходом подвески она обычно лежит в пределах — 2,5-3,5 см, у
эндуро около 4 см, у кроссовых мотоциклов с большими ходами подвески цепь
настолько свободна, что без успокоителей не обойтись. Как же быть, если никакой
информации у вас нет? Максимальное удаление ведущей и ведомой звезд друг от
друга наступает, когда маятник становится в горизонтальное положение, тогда и
происходит максимальное натяжение цепи. Поэтому зовете двоих, а то и троих
тяжелых друзей, сажаете их на мотоцикл, и когда маятник станет в горизонт,
проверяете цепь. Она не должна натянуться в струну, провис должен оставаться в
пределах 0,5-1 см. Этот рецепт проверки подходит любому мотоциклу. Если цепь при
ходе маятника натягивается в струну, это приводит к повышенному износу цепи,
звезд, подшипников коробки и задней звезды. Вам их не жалко? Хорошо, но
натянувшаяся цепь блокирует дальнейший ход подвески, и на буграх Вы получаете
пинки под зад. Если и зад у вас нечувствительный, идем дальше. Кочка в повороте,
которую должно было облизать колесо, подбросит на заблокированной подвеске весь
мотоцикл, и неожиданное падение будет последним аргументом в пользу правильной
регулировки.
Натягиваем цепь. Расслабляем гайку на оси заднего колеса.
Регулировочными болтами отодвигаем колесо назад. Следим, чтобы с обеих сторон
осталось одинаковое количество меток на маятнике. После того, как натяжение
отрегулировано, зажимаем ось и контрим регулировочные болты. Что
происходит при эксплуатации сильно изношенной цепи? Шаг звеньев увеличивается, и
ролики начинают бежать по вершинам зубьев звезды. Тем самым очень быстро
изнашивается звезда. ''Ну и что, все равно менять!'' — скажет экономный. Вроде бы
все равно, да не совсем. В один прекрасный день ролик цепи ляжет точно на
вершину зуба. Рывок, удар, и, в лучшем случае — просто порванная цепь, которая
полетела в стекло автомобилю, а в худшем — все то же самое, только еще и разбит
подшипник в коробке, кусок картера отломан… P.S. С улыбкой на
лице читают о проблемах с цепью владельцы карданных и ременных передач. О том,
что подстерегает их мы расскажем в следующий раз…
Автор: Валерий Гарбарук, СТО ''МотоГараж'' Фото:
автора