ДЕЛОВ НА ПОЛЧАСА
(ремонт газонаполненных амортизаторов)
Журнал "Мото" №11 1999 год.
Мы уже рассказывали в "Мото" № 5, 1999, как перебрать
и заменить изношенные детали газонаполненного амортизатора. Правда,
тогда специально выбрали "трудный" случай - газонаполненный
амортизатор без компенсационного резервуара. В такой конструкции
даже элементарная замена масла вызывает трудности: приходится высверливать
в корпусе отверстие для сброса давления в помоста под разделительным
поршнем, а затем вваривать резьбовую футорку под корпус золотника.
Не имея доступа к станкам и сварке, ремонт мог затянуться на несколько
дней. Значительно проще обслуживать и ремонтировать современные
амортизаторы с вынесенными компенсационными резервуарами (или попросту
бачком). Потребуются только ваши руки и немного времени.
Такие амортизаторы устанавливаются, как правило, на все серьезные
внедорожные мотоциклы. В отличие от дорожных, чья жизнь протекает
на глади асфальта, амортизаторы спортивных внедорожников нужно время
от времени обслуживать, раз в год менять амортизаторную жидкость.
Вот как это делается.
1. Перед нами центральный амортизатор подвески заднего колеса "Хонды
XR650L". Одно из достоинств этого узла заключается в том, что
для снятия пружины не требуются специальные стяжки, просто скрутите
регулировочную и контргайки - и пружина свободна. Выпустите воздух
из компенсационного резервуара.
2. Возьмите бородок небольшого диаметра и легкими ударами молотка
извлеките крышку сальника с корпуса амортизатора. Наносите удары
поочередно с противоположных сторон крышки, чтобы избежать ее перекоса
при выпрессовке.
3. Зафиксируйте амортизатор посредством алюминиевых губок в мощных
тисках и ударами молотка по бородку осадите на пару миллиметров
корпус сальника. Это нужно, чтобы обеспечить доступ к стопорному
кольцу.
4. Отверткой с острым жалом подденьте стопорное кольцо и извлеките
его из установочной канавки корпуса амортизатора.
5. Тщательно очистите от грязи канавку стопорного кольца и внутреннюю
поверхность корпуса амортизатора и только после этого попробуйте
извлечь из корпуса шток с поршнем.
6. Велика вероятность того, что ничего у вас не выйдет. Не огорчайтесь,
вновь осадите корпус сальника, но чуть поглубже - так, чтобы можно
было аккуратно снять шабером небольшую фаску с верхней кромки установочной
канавки стопорного кольца. После этого все обязательно получится.
7. Втулкой подходящего размера (мы использовали торцовую головку)
осадите в глубь компенсационного резервуара его донышко с корпусом
золотника.
8. Удалите стопорное кольцо, фиксирующее донышко компенсационного
резервуара. Тщательно очистите стенки цилиндра и установочную канавку
стопорного кольца (иначе донышко может подклинить грязью).
9. Для выпрессовки донышка воспользуйтесь любым источником сжатого
воздуха. Подавая воздух в золотник, приготовьтесь к тому, что донышко
вот-вот вылетит из резервуара. Если подавать не больше 10 атмосфер,
серьезных разрушений не возникнет.
10. Извлеките из компенсационного резервуара "кеглю"
- резиновое уплотнение хитрой формы, разделяющее в амортизаторе
газ и масло. Промойте все детали и продуйте сжатым воздухом.
11. Сборка амортизатора производится в обратной последовательности
без каких-либо премудростей. Заправить свежую амортизаторную жидкость
можно на любой стадии сборки после установки донышка компенсационного
резервуара и штока амортизатора. Для этого выкрутите клапан регулировки
жесткости гидравлики на сжатие. Закрепите корпус амортизатора так,
чтобы отверстие под клапан оказалось его самой верхней точкой, и
залейте столько масла, сколько влезет. Используйте специальные амортизаторные
жидкости вязкостью 2,5 по классификации SAE. И не забудьте закачать
воздух или газ в компенсационный резервуар до 5 атмосфер.
Выражаем благодарность Владимиру Авсеенко за помощь в подготовке
материала.
MOTO.ZR.RU - журнал "Мото".
Источник: http://MOTO.ZR.RU - журнал "Мото". |