Ребра и перья.
Диагностика мотоцикла после падения на примере Yamaha R6 (2005 г.в.).
Дмитрий Карпихин. Москва.
Трековый день, последний заезд. За три круга до финиша тормоза начали слабеть.
"Наверно,поизносились покрышки и потому хуже держат дорогу" - подумал
я и чуть сбавил скорость. Перед выходом на прямую рычаг переднего тормоза ощутимо
просел, а в конце прямой "провалился"... И это на 130 км/ч! Чтобы
не разбить мотоцикл, я уложил его на бок. А чтобы не разбить себя, оттолкнулся
от него. Так и продолжили двигаться: мотоцикл - на боку, я - на спине. До первой
стены - из покрышек - мотоцикл лидировал и сбавил, и во второй ряд - из тяжеленных
и жестких "грузовых" покрышек - я въехал первым. Мотоцикл финишировал
следом и припечатал меня к резиновой стене.
Yamaha почти не пострадала (благо, я, как чувствовал, перед тренировкой снял
весь "пластик" и приборную панель). Мой "корпус" оказался
не столь прочным: я сломал три ребра, вывихнул коленный сустав, растянул связки...
Не гоняйся наперегонки с мотоциклом, даже если он на боку, а ты -на заднице!
В том заезде я гнал "от души". И тормозил соответственно: диски от
перегрева стали фиолетово-серыми, а когда левый впечатался в покрышку ограждения,
то ее резина расплавилась и намертво прилипла к металлу. Суппорты тоже нагрелись,
и несвежая тормозная жидкость вскипела. Поначалу пузырьки пара лишь увеличили
свободный ход рычага, но через несколько секунд они добрались до главного тормозного
цилиндра. Тут-то рычаг и "провалился".
Каждый день с утра до вечера я не устаю внушать клиентам нашей мастерской, чтобы
вовремя меняли жидкости - тормозную, охлаждающую, амортизаторную. И на тебе
- сам "подзалетел" на старой "тормозухе"!
Наплюйте на рекламу производителей о долговечности их тормозной жидкости -меняйте
ее раз в два года! А ездите жестко, то перед каждым сезоном. Если хотя бы изредка
выезжаете на трассу, меняйте "тормозуху" перед каждой гонкой! Случись
во время заезда тормоза стали работать как-то не так - срочно в боксы! И дело
не только в том, что они могут отказать. Когда им не доверяешь, "тормоз"
включится в голове: газу "до упора" уже не "отвернешь",
в поворотах станешь осторожничать... Это не езда!
Слайдеры спасли правый бок мотоцикла (передний еще поработает, задний придется
заменить). Сломались и ремонту не подлежат: подножка, "клипон" и рычаг
тормоза. Глушитель можно заварить. Кронштейн радиатора и заднюю часть рамы достаточно
подогнуть. Придется провести полную ревизию тормозной "машинки" на
руле (удар по ней был слишком силен) и проверить герметичность системы охлаждения
(согнутая горловина радиатора - не шутка). Образовалась еще и пара небольших
вмятин на баке, но они - мелочь.
Все это очевидные неисправности. Скрытые гораздо опаснее. После падения такой
силы нужно обязательно проверить на биение колеса, тормозные диски, измерить
кривизну осей колес и передней вилки. Вот как это делается.
Установим мотоцикл на подставку, закрепим, чтобы не упал, и разберем переднюю
вилку. Снимаем суппорты, выкручиваем болт, крепящий ось колеса, отпускаем болты,
затягивающие ось в наконечниках перьев вилки, и, поворачивая ось шестигранником,
извлекаем ее. Выкатываем колесо и снимаем покрышку. Теперь можно проверить осевое
и радиальное биение обода.
Биение следует измерять индикаторной головкой - закрепите ее на стойке. А стойку
- магнитным основанием к стенду. Можно обойтись без стенда - аккуратно зажать
ось в тиски. Но понадобится смекалка, чтобы колесо не елозило по оси, а "индикатор"
- по верстаку.
Допустимое биение обеих размеров обода для дорожных мотоциклов - 0,5 мм, для
гоночных - не более 0,2 мм. На проверяемом колесе осевое биение оказалось равно
"нулю", а радиальное составило всего 0,09 мм. И это после такого падения!
Не покоробились ли тормозные диски после перегрева и падения? Тем более левый
основательно "приложился" к "грузовой" покрышке... Гляди-ка,
и диски выдержали: радиальное биение правого составило 0,02 мм, а левый, очищенный
от резины, вообще "по нулям"!
А что вилка? Подшипники рулевой колонки работают отлично: ни заеданий, ни "переката"
шариков. Проверим перья: сначала - правое. Аккуратно, через толстый картон,
зажимаем неподвижную трубу в тисках. Упираем носик индикаторной головки в конец
подвижного пера и поворачиваем его вокруг своей оси. Здесь допустимый предел
деформации - 0,05 мм. В эту величину укладываются и погрешности измерения (ведь
перья работают с зазором!). Как ни грустно, биение составило 0,3 мм: это очень
много! Дело не только втом, что вилка может заедать, гораздо хуже то, что колесо
будет хоть и немного, но ерзать вправо-влево. Догадываетесь, чем это чревато?
На прямых мотоцикл станет неустойчивым, а на большой скорости резкое "срабатывание"
вилки может привести к "расколбасу" и аварии!
Проверим неподвижную трубу. Перевернем перо, закрепим подвижную трубу. Биение
составило 0,11 мм. Не криминой, подвижной, уложилось в 0,01 мм -то есть в пределы
погрешности показаний прибора.
Как пострадал радиатор? Ага, перекосилась горловина, и согнулся правый кронштейн.
С кронштейном просто - зажал в тисках и поправил. А радиатор проверим: вдруг
появилась течь? Пустим в ход специальное устройство - оно состоит из резиновой
пробки с зажимом, шланга и насоса с манометром. Снимем крышку радиатора, а вместо
нее закрепим пробку устройства (охлаждающую жидкость сливать не нужно'). Подсоединяем
к ней шланг, накачиваем насосом воздух до 1,5 атм. и ждем 10 секунд. Если давление
не упадет ниже 1 атм. и течи не возникнет, считай, система охлаждения исправна.
Обычно при 1,5 атм все щели тут же обнаруживаются - антифриз струйками потечет
сквозь дыры Если нигде не капает, радиатор уцелел.
Траверсы проверить просто - перья должны легко вставляется в обе. Обычно подшипник
рулевой колонки страдает раньше них. Если он цел и на траверсах нет следов удара,
то, как правило, они уцелели.
Выдержела ли рама? Любой владелец ужас как боится услышать "нет".
Но успокою: если мы встретили столь незначительные повреждения колес и вилки,
то уж рама, можете быть уверены, не деформировалась.
Цена стойки и ндикаторной головки с магнитным основанием:
С "индикатором" - 1300-1500 руб.
Без "индийтора" - 800-1000 руб.
Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем".
Источник: http://Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем". |