ТОВАРИЩ НА ЦВЕТ ЕСТЬ
Как выбрать колодки для дисковых тормозов мотоцикла.
Журнал "Мото" №9 2004 год
Борис ДАХНОВСКИЙ![](http://www.bikerov.net/articles/moto/2004_09_brake/image0.jpg)
Тормозные колодки (ах, подлые!) имеют привычку изнашиваться. И
когда приходишь в магазины мотозапчастей за заменой, то обнаруживаешь,
что выбор - ого-го! А ценой они разные. И что прикажете делать?
ДОВЕРЬТЕСЬ ПРОВЕРЕННОМУ
Нет смысла гоняться за "оригинальными". Как правило, колодки
изготавливают считанные специализированные "тормозные"
фирмы, но в торговлю они поступают с разными этикетками. То, что
многие называют "оригиналом", всего лишь упаковано в коробочку
с логотипом производителя мотоцикла, который и задирает цену -"за
лейбл". Если колодки меняете в сервисе, то расслабьтесь и примите
выбор здешних специалистов - они предложат продукцию одного-двух,
зато проверенных изготовителей. Из наиболее популярных, как правило,
называют (в порядке "убывания" по рейтингу): Nissin, Ferodo,
Vesrah, Good-ridge (для супермотардов и кроссовых мотоциклов), Lucas
и Tokico,правда, последние в Россию завозят редко.
Мы обошли несколько магазинов, расспрашивали продавцов о свойствах
предлагаемого ими товара. Наиболее полную информацию нам предоставили
о Ferodo и Nissin, кое-что мы узнали про Lucas и Vesrah. Об остальных
- почти ничего.
Часто к одному и тому же суппорту подходят колодки, в "именах"
которых отличие лишь в буквенном обозначении, а случается и вовсе
только цветом краски на металлической основе. В чем их разница по
существу, можно узнать из каталогов производителей (они в магазинах,
как правило, есть). Обычно эта информация носит рекламный характер.
Пропустите мимо сознания восторженные фразы о выдающихся качествах
товара и попытайтесь добраться до сути. Что мы и постарались сделать.
Прежде всего, колодки следует разделить на типы: универсальные,
для бездорожья и спортивные. Сразу оговоримся: каждый тип хорош,
но по-своему. Вместе с тем, при высоких показателях одного свойства
обычно ухудшается другое. Покупайте те колодки, характеристики которых
подходят именно вашему мотоциклу и вашей манере езды.
Тормозные
колодки Ferodo (в данном случае для Kawasaki KX5001989-95 г.в.)
по цвету все хороши. Приобретая их, смотри обозначение на металлическом
основании: А - универсальные Р; Б - DRC 393 (группы DX) для пустыни;
В - для мокрого бездорожья SG.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
Каждая из фирм выпускает простейшие колодки, предназначенные, в
первую очередь, для скутеров и мотоциклов с двигателями малого рабочего
объема. Их можно установить и в суппорт заднего колеса современных
аппаратов с рабочим объемом до 600 см3. Мотоцикл с ними не остановится
"как вкопанный". Иногда оно и к лучшему - начинающий водитель
не заблокирует колеса, а значит, не вылетит из седла, избежит аварии.
Достоинства таких деталей: они долговечны, "бережно
относятся" к тормозному диску, недороги. К этому типу относятся
детали с обозначением S (Ferodo) и SS (Nissin).
Следующая группа может справедливо называться суперуниверсальными
- они пригодны для большинства мотоциклов,
эксплуатируемых в самых разных условиях. Тормозят они лучше колодок
предыдущей группы, но изнашиваются быстрее. Обозначаются так: Р
(Ferodo) и NS (Nissin). Представлен в этой группе и товар фирмы
Vesrah.
Быстрее всего остановят мотоцикл самые дорогие из универсальных
- с обозначением ST (Ferodo и Nissin) и Sintered metal (Vesrah).
Всем они хороши, да только непомерно быстро "съедают"
диски (а если
диски чугунные, то вовсе не могут "работать"). С этим
недостатком придется смириться байкерам, предпочитающим спортивный
стиль езды, а также владельцам тяжелых туреров вроде Honda Gold
Wing -именно на них рассчитаны отличные тормозные свойства этих
колодок. А при езде в дождь им вовсе нет равных, кроме разве что
SG (Ferodo), о которых чуть позже.
![Nissin](http://www.bikerov.net/articles/moto/2004_09_brake/image2.jpg)
На мотоциклы Yamaha от TZR125RS до FDR1300 можно установить колодки
разных типов. Например, фирма Nissin предлагает для 125-ки и для
1,3 литра NS (синие), ST (желтые) или RS (красные). На ST с обратной
стороны пластины наносится серое керамическое покрытие. Оно защищает
от тепла разогретых колодок суппорт и, следовательно, тормозную
жидкость. Колодки Ferodo (изображенные справа) подходят для многих
итальянских скутеров середины 90-х.
В диаграмме фирмы Nissin найдите на горизонтальной оси рабочий объем
мотоцикла. Затем, учитывая назначение мотоцикла, "отправляйтесь"
по вертикальной оси либо вверх - если ездите по асфальтированным
дорогам, либо вниз, если ваша стихия - бездорожье. При исследовании
графика вы встретите один или несколько овалов, которые очерчивают
зону применяемости того или иного типа колодок. Вблизи от горизонтальной
оси расположены зоны более или менее универсальных деталей, сверху
и снизу - узкоспециальные.
ДЛЯ ВНЕДОРОЖНИКОВ
В этой группе существует разделение, связанное с особенностями бездорожья,
ведь одни носятся по пустыне или пляжу, других хлебом не корми -
дай залезть в болото.
При форсировании рек (и вообще в сырую погоду) лучше других себя
покажут колодки с обозначением SG (Ferodo) и ST-MX (Nissin). Их
и придумали специально для "работы" с мокрым тормозным
диском. Но не теряют качеств и в сухую погоду. За эту универсальность
приходится дорого платить - и в прямом смысле, и в переносном -
быстро изнашиваются тормозные диски. Чугунные диски в паре с ними
устанавливать не рекомендуют.
При катании в пустыне тормозам приходится не сладко: песок так
и норовит внедриться в мягкий фрикционный состав накладки и "съесть"
диск, а высокая температура воздуха помогает "вскипятить"
тормозную жидкость. Специально для этих условий разработаны колодки
с обозначением DX (Ferodo) и GS (Nissin). Они хорошо противостоят
агрессии абразивных частиц песка и служат теплоизолятором. Впрочем,
свойство теплового протектора -палка о двух концах: тепло, выделяющееся
при торможении, не доходит до тормозного суппорта, а значит, не
нагревает тормозную жидкость. Это хорошо, но лишь постольку, поскольку
меньше шансов, что она закипит. А плохо то, что при частом и интенсивном
торможении перегревается диск - его может покоробить, и при торможении
вы ощутите на рычаге или педали мелкую дрожь. Выручает то, что при
езде по песку тормозить нужно гораздо реже, и удачно подобранные
диски в паре с этими колодками работают намного дольше. И еще: фирма
Ferodo предупреждает, что после "купания" эффективность
торможения ощутимо снижается.
![Колодки Nissin ST-MX](http://www.bikerov.net/articles/moto/2004_09_brake/image3.jpg)
Несмотря на желтый цвет, эти колодки фирмы Nissin относятся к группе
ST-MX. Их устанавливают на десятки мотоциклов типа эндуро с рабочим
объемом от 50 до 650 см3.
ДЛЯ СПОРТА
Из мира спорта к байкерам пришли детали с обозначением СР911 (Ferodo)
и RS (Nissin). Они обеспечивают великолепное замедление но при одном
условии диск и колодки должны быть разогреты. Это возможно только
во время соревновании когда энергичные разгоны чередуются с интенсивны
ми торможениями. При обычной езде как не усердствуй поддерживать
высокую температуру этих деталей не удастся. В холод ном же виде
эти колодки настолько "никакие" что изготовители запрещают
использовать их на дорогах общего пользования. Спортсменам напомним,
в паре с СР911 и RS способны "работать" только специальные
диски которые не коробятся и не теряют прочность при высоких температурах.
Но будьте готовы к тому что эти колодки и сами быстро износятся
и беспощадно "расправятся" с диском. И еще Одно из качеств
по которым оценивают тормозные колодки - уровень шума при торможении.
Так вот именно эти колодки шумят громче всех. Цена "рейсинговых"
комплектов ощутимо выше других.
![](http://www.bikerov.net/articles/moto/2004_09_brake/image5.jpg)
Комплект колодок Nissin типа ST для двухдискового переднего тормоза
Suzuki RMX250.
На этих деталях, применяемых в частности на Honda CBR1000FK и прочих,
для изоляции суппорта от тепла разогретых при торможении колодок
под металлическим кожухом находится довольно толстая
пластина из композитного материала. У разобранной правой детали:
1-крышка; 2- колодка; 3 - термоизолирующая пластина.
И еще одна особенность способная смутить байкера. Если у вашего
мотоцикла спереди два диска будьте готовы к тому что вам могут продать
соответственно два комплекта колодок с отличающимися деталями и
номерами (чаще всего для мотоциклов Suzuki и Kawasaki). He удивляйтесь
колодки в наборах зеркально симметричны друг другу (под правый и
левый диски).
![](http://www.bikerov.net/articles/moto/2004_09_brake/image7.gif)
Рекомендовать какой-либо определенный тип колодок для любых условий
нельзя каждые хороши только в тех условиях для которых созданы.
Те, что отлично тормозят, быстро "съедают" диск, да и
сами быстро изнашиваются. А у долговечных и сберегающих диск может
не хватить силенок, чтобы остановить тяжелый мотоцикл. Предназначенные
для пустыни не справятся со своими обязанностями под дождем, а созданные
для "болотных" покатушек среди барханов тормозить будут
хуже и "сожрут" диск впившимся в них песком.
Благодарим за помощь в подготовке материала компании "Стрит-сервис"
"Артмото" и "Мирный атом"
Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем".
Источник: http://Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем". |