ЕСЛИ ТЫ НЕ ДЯТЕЛ
Восстановление работоспособности гидравлических тормозов.
Журнал "Мото" №7 2002 год.
Денис НОВИКОВ, директор техцентра "Магистр-мотор", г.
Москва
От чего умирают дятлы? Шутят -от сотрясения мозга. Байкеры - тоже.
И это уже не шутки - если тормоза не в порядке.
СЕКТОР РИСКА
Знаете ли вы, что при каждом торможении мотоцикла весом эдак в четверть
тонны со скорости 140-180 км/ч до нуля через колодки и диски "прокачивается"
столько тепловой энергии, что ее хватило бы для плавки полкило чугуна!
Так вот эта куча энергии должна быть всегда подконтрольной - фиг
с ним, с чугуном... Разберемся же, что и как контролировать.
Порядочная порция калорий передается исполнительным механизмам тормозов
- суппортам (тормозным скобам). Не ленитесь периодически проверять
их дееспособность: раз в сезон, а лучше заблаговременно, до его
открытия, "вскройте" тормоза и обследуйте, не "спеклись"
ли суппорты.
Конструкция гидравлических машинок описана в "Мото" №
7/01. Следуя изложенным правилам, ознакомьтесь с внешними признаками
состояния тормозной системы. Свежий мотоцикл вряд ли потребует от
владельца большего, чем замена колодок. Суппорты секонд-хэнда изучите
предельно внимательно. Практически всегда приходится проводить с
ними комплекс восстановительных операций. Вот этим и займемся.
СИНХРОННОСТЬ
Демонтируйте тормозную скобу, удалите одну колодку, вторую оставьте
как упор плунжерам (иначе они могут "выстрелить" из скоб)
и плавно жмите на педаль тормоза. Давите, чтобы отследить синхронность
выползания плунжеров. Заметной разницы в перемещении деталей не
должно быть. Обнаружите иное - значит, отставший плунжер подклинен
грязью или окислами. При поездке, в экстренной ситуации такая медлительность
чревата удлинением тормозного пути, последствия чего... Сами знаете..
Разберите тормозную скобу. Нажатием на педаль тормоза выдавите плунжеры
на 3/4 их хода, в качестве ограничителя используйте деревянный брусок
подходящего размера. Далее действуйте пассатижами, но с мерами предосторожности:
оберните удаляемые детали мягкой прослойкой (скажем, полосками фетра)
и (предварительно ослабив штуцер прокачки суппорта) выньте их из
цилиндров. Из разгерметизированных тормозов плунжеры выходят свободнее.
PROFI ПРОТИВ КЛИНА
Плунжеры старых суппортов - иного и не ждите - покрыты грязью, спекшейся
в твердую корку. Ее надо размягчить, а не пытаться соскрести абразивным
инструментом. Поверхности "толкателей" колодок покрыты
защитным слоем микронной толщины - не повредите его.
Передний суппорт (тормозная скоба) мотоцикла Honda NV750 Custom:
а - отставший плунжер явно "приклеился" к цилиндру коркой
грязи или окислами; б - исправный плунжер, при нажатии на привод
тормоза он выдвинулся без затруднений.
Воспользуйтесь "жидкой" технологией - примените наиболее
активные разновидности очистителей карбюраторов группы Profi. Но
даже "химическая атака" не всегда способна отмыть "черного
кобеля добела". Удалять частицы грязи, намертво впившиеся в
покрытие, предоставьте профессиональной пасте для полировки хромированных
деталей. Технология незатейлива: нанесите гель на плунжер, дождитесь
полного высыхания препарата и располируйте поверхность чистой тканью.
Учтите, что заскорузлые остатки могут потребовать нескольких повторных
полировок. Проверку чистоты доверьте подушечке пальца: запредельные
ямы коррозии (свыше 0,1 мм) он ощутит безошибочно. "Шероховатые"
плунжеры замените в обязательном порядке (!), иначе гидравлика может
потерять герметичность.
Перед извлечением пыльников и манжет удалите загрязнения со стенок
цилиндров. О подручных моющих средствах в виде бензина, ацетона
и т. п. забудьте. Запаситесь и действуйте очередным Profi - неагрессивным
к резине спреем, применяемым для очистки дисков сцепления и тормозных
накладок. Все резиновые колечки проверьте на старость: сожмите их
по диаметру до половины и приглядитесь, не обнаружились ли на поверхностях
разрывы. Если их состояние удовлетворительное, восстановите эластичность
резинок: спрысните их силиконовым аэрозолем. Он отлично проникает
в структуру материала манжет и размягчает его. Через три-пять минут
обмажьте детали густым слоем консистентного силикона и оставьте
их в таком виде на полчаса - час: за это время мелкие неровности
окончательно пропадут. Приобщите к этой процедуре и все "сообщество"
пыльников, имеющих отношение к скобе.
Рабочие поверхности цилиндров скоб, скорее всего, потребуют жесткого
вмешательства очистителя карбюратора. Желательно им металл не только
облить. Заполните цилиндры чистыми тампонами из ваты или ткани,
пропитанными этим химикатом, и пусть грязь и окислы отмокают в течение
получаса. Размокшие отложения счищайте деревянным скребком и смывайте
под давлением - струей жидкости из баллона неагрессивного очистителя.
Почему Им? От контакта даже с остатками карбюраторной "химии"
резиновые манжеты и пыльники, возвращенные в цилиндры, могут развалиться
в прах или задубеть в камень. Сигнал к завершению восстановления
поверхностей тот же, что в случае с плунжером: ваш палец ощутит,
что шероховатостей больше нет.
С поверхностями направляющих втулок (осей) скоб особенно церемониться
не нужно. Ржавчину и грязь счищайте мелкой шкуркой и не обязательно
"добела". Важно сделать другое: все поверхности укройте
специальным консервантом на основе меди или керамики. Такая смазка
предотвратит дальнейшую коррозию деталей и обеспечит перемещение
деталей скобы без заеданий.
|
|
Рабочая поверхность плунжера, покрытая грязью,
не только нарушает его подвижность, но и вызывает разгерметизацию
гидросистемы
|
Плунжер после промывки и полировки. Рабочая
поверхность восстановила свой "блеск" и вполне пригодна
для дальнейшей службы.
|
|
|
Направляющая втулка скобы: а - зачистка
поверхности старой втулки лишает ее защитного покрытия, отчего
втулка может быстро закиснуть в скобе; б - та же втулка, обработанная
специальной смазкой (на основе меди или керамики), прослужит
не меньше, чем новая.
|
Проверка тормозной жидкости: а - зеленый индикатор - вода в тормозной
жидкости отсутствует; б - желтый - концентрация воды близка к критической
(1,5%); в - красный - тормозную жидкость следует срочно менять:
воды в ней - свыше 3%.
И ПЕРЕД ЗИМОЙ
В девяти случаях из десяти эти операции помогут восстановить работоспособность
поиздержавшихся деталей тормозов.
Расходы на профилактику невелики: набор полного спектра "автохимии"
обойдется в 20-30 у. е., причем учтите, что приобретенного хватит
на восстановление нескольких тормозных машинок, так что можно скинуться
деньгами с товарищами. Затраты времени - в среднем пара часов на
каждую скобу. Это ничто по сравнению со стоимостью одного нового
суппорта -150-250 у. е.
При сборке постарайтесь не "развалить" то, что реанимировали:
плунжеры в цилиндры "погружайте" только рукой и бережно
- по тонкому слою силиконовой смазки (с DOT она не реагирует), плавно
вращая деталь поперек оси движения. Обязательно замените уплотнительные
шайбы резьбовых штуцеров. Новые детали подберите в автомагазине:
"колечек" от автомобильных тормозов, подходящих к мотогидравлике,
навалом (0,4-0,6 у. е. за штуку).
По крепежу тормозных дисков пройдитесь динамометрическим ключом
-с усилием 30-40 Н.м. "Хоженные" поверхности дисков, допущенные
вами к эксплуатации (бугры должны быть не более 0,5-1 мм), но реально
шероховатые, потребуют установки старых колодок в положение "как
стояли". Если монтируете новые колодки, помните, их накладки
прирабатываются к поношенному диску на протяжении 200-300 км пробега.
В этот период избегайте резких торможений.
При мойке мотоцикла (введите это за правило) не забывайте направить
струю воды (4-5 атм.) в щели тормозных скоб. Смойте грязь и пыль
с плунжеров, пока они не покрылись окаменевшей оболочкой. Трогаясь
в путь, удалите избыток влаги с колодок - затормозите несколько
раз на небольшой скорости.
Отправляя мотоцикл на "зимовку", утопите плунжеры в тормозной
жидкости, разведя колодки как можно шире: поршеньки тогда не станут
корродировать. Излишек жидкости из скоб отправьте не в главный цилиндр,
а в шланг, надетый на открытый прокачной штуцер. Увидели пузырьки
воздуха? Перед первым весенним выездом обязательно прокачайте тормоза.
Пыльники обработайте аэрозольным силиконом - он укроет резину от
изморози. Должны предупредить, что "скользкий" силикон
и медный (или керамический) консервант не должны попасть на рабочие
поверхности накладок и дисков: тормозящие элементы "свистят"
по ним, как санки по снегу. Заляпанные препаратами поверхности тщательно
очистите жидкостью, которой вы омывали цилиндры.
Весной сведите колодки до контакта с диском - тормознув пару раз
на месте. Обязательно проверьте качество тормозной жидкости в гидравлике
- благо такую услугу вам предложат на любом автосервисе и недорого
(2-3 у. е.). Знайте, что гидравлические тормоза за период зимнего
простоя мотоцикла часто успевают "набрать" в DOT воды.
|