НА ЗАРЯДКУ!
Диагностика электрооборудования современного Японского мотоцикла.
Журнал "Мото" №12 2004 год.
Лев ГАРЯЕВ
Езда "на аккумуляторе" сродни русской рулетке: никогда
не знаешь, в какой момент мотоцикл "умрет". Чтобы
не брать грех на душу, давайте составим краткий алгоритм поиска
неисправностей и их устранения.
Перво-наперво убедитесь в том, что аккумулятор в рабочем состоянии.
Проверьте плотность электролита с помощью ареометра (если тип аккумулятора
позволяет) и при необходимости долейте дистиллированной воды. После
этого батарею можно заряжать - зарядите "под завязку"
(лучше воспользоваться автоматическим зарядным устройством). Или
по-другому: установите на свой мотоцикл заведомо исправный аккумулятор
(лучше новый), измерьте напряжение на клеммах при включенном зажигании,
но заглушенном двигателе и отключенных потребителях (фара, стоп-сигнал
и т.п.). Если мотоцикл инжекторный, то дождитесь, когда выключится
бензонасос (легко определяется на слух). "Напруга" должна
быть в пределе 12,4-12,9 В. После запуска мотора возникнет такая
зависимость величин: при 2500 об/мин - более 13 В, при 5000 об/мин
- менее 14,8 В (рис. 1).
![У разных мотоциклов штекерные колодки расположены в разных местах](http://www.drivemc.ru/articles/moto/2004_12_electronics/image1.jpg)
У разных мотоциклов штекерные колодки расположены в разных местах:
например, у "Дрозда" (Honda CBR1100XX) они под баком (фото
сверху), а у VTR1000 SP2 - непосредственно возле реле-регулятора.
Три желтых провода у этих "Хонд" - выходы фазных обмоток.
Если показатели сильно отличаются от приведенных здесь, измерьте
падение напряжения между аккумулятором и реле-регулятором на холостых
оборотах. Между "плюсом" аккумулятора и "плюсом"
реле оно должно быть менее 0,2 В, между "минусом" аккумулятора
и "минусом" реле - также менее 0,2 В (рис. 2). Если величины
совсем другого порядка, почистите и подожмите клеммы, обработайте
их водоотталкивающим спреем. Если нет - продолжите поиск.
Измерьте сопротивление между фазными выводами обмоток генератора
(как правило, от генератора идет жгут из трех проводов с изоляцией
одинакового цвета, хотя не редкость - и четыре, но нас интересуют
лишь те три, что одного цвета - это и есть фазные выводы обмоток),
выключив зажигание и отключив реле-регулятор. Норма сопротивления
между обмотками -0,1-2 Ома (обычно - 0,2 Ом, но главное, чтобы оно
было одинаковым на всех трех). Тестер тут нужен высокоомный и желательно
цифровой; между фазами и массой -"бесконечность" (рис.
3-4).
Если тестер покажет другое значение, внимательно осмотрите жгут
проводов, идущий из генератора на реле-регулятор. Частенько бывает
так, что за годы эксплуатации один-два проводка нет-нет да и "коротнут"
на массу - "задубевшая", растрескавшаяся изоляция уже
"не держит". Если видимых повреждений нет, а пробой на
массу остается, тут уж ничего не поделаешь - статор генератора нужно
менять или перематывать (на многих электротехнических заводах за
такую работу берутся довольно охотно, и по деньгам выходит раз в
пять дешевле новой "энергостанции"). Если все в порядке,
проверяйте дальше.
Заведите мотоцикл и, не подключая реле-регулятор, измерьте напряжение
с обмоток генератора на холостом ходу: попарно между выводами обмоток
должно быть примерно 50 В. Если значение другое, но одинаково на
всех обмотках, не беда - главное, чтобы оно было одинаковым между
всеми фазными выводами (рис. 5).
Если сопротивления и напряжения "скачут", - генератор
требует замены. Если в норме, остается один возможный виновник неисправности
- реле-регулятор. Без его схемы тестером в режиме проверки диодов
можно проверить только диодный мост на входе в реле между плюсовым
выходом и выходами на обмотки генератора:
1. Красный щуп тестера - к плюсовому выходу реле (в 90% случаев
это толстый красный провод), черный щуп - к каждому из трех выходов
на генератор: падение напряжения должно быть одинаковым во всех
трех случаях и не должно превышать 1,5 В для каждого из трех измерений;
2. Черный щуп - к плюсовому контакту, красный - к каждому из выходов
на генератор: норма падения напряжения - пример но 0,5 В для каждого
из трех измерений;
3. Черный щуп - к минусовому контакту (толстый черный или черный
с красной полосой провод, если его нет - к корпусу реле), красный
щуп - к каждому из выходов на генератор: норма падения - около 0,5
В для каждого из трех измерений.
Если значения сильно отличаются от указанных, меняйте реле-регулятор:
на современных японских мотоциклах это одна из самых ненадежных
деталей. И не скупитесь -"зарядите" мотоцикл "родным"
новым реле. А если выберете "бэушное", купленное на разборке,
держите заряженным хотя бы мобильник - чтобы вызвать эвакуатор.
Помните: старый аккумулятор гробит исправное реле-регулятор,
а "подсевшее" реле легко может "прикончить"
батарею.
Всегда меняйте аккумулятор только на тот тип и с той емкостью,
которые указаны в инструкции. Промахнетесь - "убьете"
реле-регулятор: оно рассчитывается под строго определенные характеристики
батареи.
Благодарим коллектив "Мотосервис.ру" за помощь в подготовке
материала.
MOTO.ZR.RU - журнал "Мото".
Источник: http://MOTO.ZR.RU - журнал "Мото". |