ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО НЕ
НУЖНО!
Журнал "Мото" №6 1997 год.
Антон Ткаченко
Случаются ситуации, когда нужно подзарядить аккумулятор, а зарядного
устройства под рукой нет, хотя сетевое напряжение в вашем распоряжении
имеется. Но поскольку мотоциклетная батарея требует для заряда сравнительно
небольшой ток, в отличие от автомобильной, то можно попробовать
обойтись и без зарядного устройства. Отыщите какой-нибудь диод (Д7,
Д226, КД202, Д242 и т.п.) и обычную лампочку на 220 В и соедините
их, как показано на рис. 1.
Рис. 1. Схема зарядного устройства с лампочкой и одним диодам.
Включите собранную цепь в сеть. Лампочка загорится, через аккумулятор
потечет ток. Ток, правда, небольшой: величину его, в зависимости
от мощности примененной лампочки, вы можете прикинуть с помощью
таблицы.
В любом случае, включив с вечера аккумулятор заряжаться таким образом,
к утру вы будете иметь его вполне работоспособным.
Однако наша с вами лампочка горит тускло, ведь мы используем только
один полупериод питающего напряжения. Чтобы полнее реализовать ее
возможности, возьмите четыре диода того же типа, что и в первом
случае, и соедините их по мостовой схеме, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Схема зарядного устройства с лампочкой и диодным мостом.
Подойдет и готовый диодный мост типа КЦ402, КЦ405 и т.п. Лампа
загорится полным накалом, а средний ток, протекающий через аккумулятор,
увеличится вдвое по сравнению с первым вариантом. Величина его,
согласно мощности лампы, также приведена в таблице. Обратите внимание:
в случае применения 200-ваттной лампочки ток через аккумулятор составит
0,9 А, что является номинальным зарядным током для батареи 6МТС-9.
Причем, менее мощные лампочки можно соединять параллельно для получения
нужного значения.
При работе с описанной схемой будьте бдительны: во всех ее точках
действует сетевое напряжение, и касаться руками ее элементов, клемм,
самого аккумулятора во время заряда не следует.
Вначале подсоединяйте к схеме аккумулятор и лишь затем включайте
устройство в сеть.
Если у вас имеется трансформатор с напряжением вторичной обмотки
36 В и лампочки на это напряжение, можно использовать и их; такой
вариант в электрическом отношении безопасен. В этом случае через
лампочку мощностью 40 Вт потечет ток около 1 А, а 60 Вт - около
1,5 А. В варианте схемы с одним диодом (рис. 1) средний ток будет,
естественно, вдвое меньше.
Может случиться, что яркий свет, сопровождающий процесс заряда,
вам совсем не по душе. От него можно избавиться, если в схеме на
рис. 2 вместо лампочки включить конденсатор с рабочим напряжением
не менее 300 В. Емкость его, в зависимости от требуемого тока, рассчитывается
по формуле:
К примеру, для получения тока 0,5 А емкость должна составлять 15
мкФ, а для тока 1 А - 32 мкФ. Параллельно конденсатору подключите
резистор сопротивлением 150-200 кОм, чтобы избежать неожиданных
разрядов после обесточивания устройства.
Данным способом можно заряжать не только мотоциклетные аккумуляторы,
но и никель-кадмиевые различного назначения, в том числе и сухие.
Важно лишь знать требуемую величину зарядного тока и правильно подобрать
его, как было описано выше.
Внимание!
Соблюдайте особую осторожность, так как в процессе зарядки все электроприборы
находятся под опасным для жизни напряжением 220 В.
MOTO.ZR.RU - журнал "Мото".
Источник: http://MOTO.ZR.RU - журнал "Мото". |